УДК 821.131.1-31
Гуренкова Юлия Викторовна,
преподаватель факультета журналистики
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
e-mail: jgurenkova@mail.ru
В работе проанализирован первый роман А. Кампаниле «Так что же такое любовь?» (1927). А. Кампаниле — малоизвестный в России итальянский писатель-комик, творчество которого недостаточно изучено в отечественном и зарубежном литературоведении. Роман А. Кампаниле «Так что же такое любовь?» не переведен на русский язык. В Италии роман имел большой успех, несмотря на то что комическая традиция на тот момент была мало развита, критики не воспринимали всерьез юмористические произведения. Цель настоящей работы — осмысление роли и значения наследия автора в истории итальянской и мировой литературы, рассмотрение юмористических приемов и анализ техники комического в романе А. Кампаниле «Так что же такое любовь?». Основной методологической базой исследования является совокупность историко-литературного, историко-культурного и компаративного методов. Представленные материалы позволяют сделать вывод, что роман «Так что же такое любовь?» не имеет структуры традиционного романа. К основным комическим приемам можно отнести нарушение связности коммуникативного процесса между героями, абсурдные характеристики, технику сдвига и сгущения (З. Фрейд). Увлечение писателя смешением стилей, монтажной техникой письма свидетельствует о пристрастии Кампаниле к экспериментальной литературе. Для текста характерна монтажная техника композиции. Писатель добивается комического эффекта не только с помощью парадокса, игры слов, алогичности, но и нетрадиционной формы романа, нарушения структуры, бесполезных вставок и замечаний.
Ключевые слова: А. Кампаниле, техника и приемы комического, итальянская литература ХХ века.
Литература
Гуренкова Ю.В. Восприятие абсурдистских текстов Акилле Кампаниле в критике. DOI 10.20339/PhS.5-22.164 // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2022. № 5.
Елистратова А. Лоренс Стерн // Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена / Л. Стерн. М., 1968.
Кампаниле А. В августе жену знать не желаю: романы. М., 2004.
Мартьянова И.А. Киновек русского текста: парадокс литературной кинематографичности. СПб., 2002.
Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб., 2011.
Хёйзинга Й. Homo ludens; В тени завтрашнего дня. М., 1992.
Шкловский В. Пародийный роман «Тристрам Шенди» Стерна // О теории прозы. М., 1929.
Almansi G. Introduzione // In campagna è un’altra cosa (c’è più gusto) / A. Campanile. Milano: Rizzoli, 1984.
Almansi G. La ragion comica. Milano: Feltrinelli, 1986.
Anglani B.S. Giri di parole. Lecce: Piero Manni, 2000.
Battisti L. L’umorismo per aggregazione nei romanzi di Achille Campanile. Il caso di “Ma che cos’è quest’amore?”, in I cantieri dell’italianistica // Ricerca, didattica e organizzazione agli inizi del XXI secolo: atti del XVII congresso dell’ADI — Associazione degli Italianisti, Roma, 18–21 settembre 2013. Roma: Adi editore, 2014.
Calendoli G. Achille Campanile. Milano, 1980.
Campanile A. Tragedie in due battute. Milano, 1978.
Campanile A. Ma che cosa e’ quest’amore?: opere: romanzi e racconti 1924–1933 / a cura di Oreste del Buono. Milano, 1989.
Campanile A. Tragedie in due battute. Milano, 2008.
Colombi R. Ottocento stravagante: umorismo, satira e parodia tra Risorgimento e Italia unita. Roma: Aracne, 2011.
Del Buono O. Introduzione // Opere Romanzi e Racconti 1924–1933 / A. Campanile; a cura di O. Del Buono. Milano: Bompiani, 1989.
Eco U. Ma che cosa è questo Campanile? // Sugli specchi e altri saggi. Milano: Bompiani,1985.
Felici L. Sterne in Italia // Vita e opinioni di Tristram Shandy gentiluomo / L. Sterne. Milano: Garzanti, 1983.
Il sito di Achille Campanile. URL: https://www.campanile.it/index.asp?action=critica (09.10.2022).
Marcheschi D. Collodi e la linea sterniana nella nostra letteratura // Opere / C. Collodi. Milano: Mondadori, 1995.
Mazzacurati G. Il fantasma di Yorick // Laurence Sterne e il romanzo sentimentale / a cura di M. Palumbo. Napoli: Liguori, 2006.
Palazzeschi A. Come conobbi Achille Campanile // Pègaso. 1930.