Корзина пуста.
Войти

Cumulation as the organizing principle of Lev Rubinstein’s “file cabinet” poetry

А.С. Бокарев
$2.50

УДК 821.161.1.09-1

https://doi.org/10.20339/PhS.3-23.114 

 

Бокарев Алексей Сергеевич,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры русской литературы

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

e-mail: asbokarev@mail.ru

 

Тяготение современных поэтов к перечислениям и реестрам в работе рассмотрено как попытка «реставрации» образного языка кумуляции, имеющего не условно-поэтический, а бытийно-мифологический статус. С позиций исторической поэтики подобный язык интерпретируется как рядоположение внешне разнородных, но семантически тождественных явлений, обусловленное архаическим сознанием. Специфика картины мира в концептуалистских «стихах на карточках» Льва Рубинштейна, а именно репрезентированный с помощью кумулятивных структур комплекс мотивов, выступает в качестве предмета исследования. Доказано, что в поэтических «картотеках», уже самой своей формой реализующих идею рядоположения, единственным означаемым кумулятивной цепи оказывается текст, выдвигающий на передний план автометаописательное начало. Сосредоточенность на предпосылках и последствиях поэтической инициации, «механизмах» творческого акта и текстовой природе реальности приводит автора к мысли, что человеческая жизнь осуществима лишь в ходе «регулярного письма» и длится до тех пор, пока «движется» «картотека». По мере событийного развертывания (а большинство произведений обнаруживает подобие дискретного, хотя и достаточно отчетливого, сюжета) неотвратимость смерти становится все более очевидной, однако и «возвращение» (понимаемое как «воскресение» в чужом сознании) предопределено возможностью многократно перечитывать написанное. Таким образом, укорененность неклассической лирики (в том числе и поэзии Л. Рубинштейна) в мифологической семантике не только не исключает ее сосредоточенности на самых современных проблемах, но и осознается как способ их художественной объективации.

Ключевые слова: Лев Рубинштейн, современная русская поэзия, кумуляция, образный синкретизм, мотив, образ.

 

Литература

1 . Жолковский А.К. Il catalogo è questo… : (к поэтике списков) // Поэтика за чайным столом и другие разборы: сб. ст. / А.К. Жолковский. М., 2014. С. 585–666.

2. Зубова Л.В. Современная поэзия в контексте истории языка. М., 2000. 432 с. 

3. Бройтман С.Н. Историческая поэтика // Теория литературы: учеб. пос.: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 2. 368 с.

4. Бройтман С.Н. Поэтика книги Бориса Пастернака «Сестра моя — жизнь». М., 2007. 608 с.

5. Амроян И.Ф. Повтор в структуре фольклорного текста: (на материале русских, болгарских и чешских сказочных и заговорных текстов): автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2006. 46 с.

6. Пропп В.Я. Русская сказка. М., 2000. 416 с. (Собрание трудов / В.Я. Пропп).

7. Амроян И.Ф. Типология цепевидных структур. Тольятти, 2000. 124 с. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/amroyan1.htm (25.07.2022).

8. Тамарченко Н.Д. Принцип кумуляции в истории сюжета: к постановке проблемы // Историческая поэтика: хрестоматия-практикум: учеб. пособ. / С.Н. Бройтман. М., 2004. С. 231–237.

9. Федоров В.В. Кумулятивный принцип сюжетостроения в неклассической поэтике: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2011. 20 с.

10. Безродный М.В. Конец цитаты. СПб., 1996. 160 с. 

11. Липовецкий М. Паралогии: трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920–2000-х годов. М., 2008. 848 с.

12. Рубинштейн Л. От автора // Регулярное письмо / Л. Рубинштейн. 2-е изд., доп. СПб., 2012. С. 5–6.

13. Зорин А. Каталог // Литературное обозрение. 1989. № 10. С. 90–92.

14. Айзенберг М. Взгляд на свободного художника. М., 1997. 269 с. 

15. Эпштейн М.Н. Поэзия и сверхпоэзия: о многообразии творческих миров. СПб., 2016. 480 с.

16. Пригов Д.А. Как вернуться в литературу, оставаясь в ней, но выйдя из нее сухим! (Что-то о Рубинштейне Льве Семеновиче и чрез то кое-что о себе): поэма // Остракон: русская литература в Израиле. URL: http://barashw.narod.ru/epsilon/prigov.htm (25.07.2022).

17. Кузнецова А. Лукианы двадцатого века // Дружба народов. 2003. № 2. URL: https://magazines.gorky.media/druzhba/2003/2/lukiany-dvadczatogo-veka.html (25.07.2022).

18. Конаков А. Вторая вненаходимая: очерки неофициальной литературы СССР. СПб., 2017. 92 с.

19. Гройс Б. Московский романтический концептуализм // Московский музей современного искусства. URL: https://mmoma.ru/press/articles/boris_grojs_moskovskij_romanticheskij_ko... (25.07.2022).

20. Рубинштейн Л.С. Большая картотека. М., 2015. 608 с.

21. Пушкин А.С. Сочинения: в 3 т. Т. 1: Стихотворения. Сказки. Руслан и Людмила. М., 1985. 735 с.

22. Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 2 т. / сост. и коммент. И.С. Чистовой; вступ. ст. И.Л. Андроникова. М., 1988. Т. 1. 720 с.

23. Ахматова А.А. Сочинения: в 2 т. М., 1999. Т. 1. 448 с.

24. Шуников В.Л. Драматизация эпоса и лирики в новейшей российской литературе // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 8 (151). С. 43–52.

25. Козлов В. Жанровое мышление современной поэзии // Вопросы литературы. 2008. № 5. С. 137–159.

26. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Собрание сочинений: в 7 т. Т. 5: Работы 1940-х — начала 1960-х годов. М., 1997. С. 159–206.

27. Тюпа В.И. Генеалогия лирических жанров // Жанр как инструмент прочтения: сб. ст. / под ред. В.И. Козлова. Ростов н/Д, 2012. С. 104–130.

28. Бавильский Д. Карточный домик // Арион. 1998. № 3. URL: https://magazines.gorky.media/arion/1998/3/kartochnyj-domik.html (25.07.2022).

29. Казарина Т.В. Три эпохи русского литературного авангарда. Самара, 2004. 454 с.