Корзина пуста.
Войти

Artistic time in L.N. Tolstoy’s novel “Hadji Murad”

В.Г. Андреева
$2.50

УДК 821.161.1-31

https://doi.org/10.20339/PhS.2-23.062             

 

Андреева Валерия Геннадьевна,

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник

Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН

e-mail: lanfra87@mail.ru

ORCID ID: 0000-0002-4558-3153

 

Рассмотрены особенности и функции художественного времени в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Проанализировано, каким образом фигура Хаджи-Мурата, при незначительных внешних коррективах, внесенных в облик и мироощущение главного героя по сравнению с прототипом, оказалась включенной в философию жизни писателя. Показано, как в ходе работы над повестью у Толстого складывалось особое понимание времени, связанное с развитием склонности человека к воспоминанию как процессу, способствующему духовному единению. Отмечено, что для уяснения глубинных смыслов произведения необходимо соотнести рассказ Хаджи-Мурата и его воспоминания с тем фактом, что вся повесть, помимо «Пролога» и последнего предложения, — воспоминание самого автора, дополненное его воображением. История Хаджи-Мурата строится по такому же типу, как в совокупности и все прочие сцены и эпизоды: на внутреннем сопряжении точных дат, фактов и событий с поэтическими описаниями. В работе осмыслены значение параллельного времени в первых восьми главах повести, а также проблема выбора писателем начала произведения, следующего за поэтическим прологом.

Ключевые слова: Л.Н. Толстой, Хаджи-Мурат, художественное время, вечность, параллельное время, воспоминание, воображение, композиция, одновременность.

 

Литература

  1. Туниманов В.А. «История-искусство» в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» // Лабиринт сцеплений: избранные статьи / В.А. Туниманов. СПб.: Пушкинский дом, 2013. С. 462–487.
  2. Гулин А.В. Кавказ — и вся жизнь: вступит. статья //  Кавказский пленник; Хаджи-Мурат / Л.Н. Толстой. М.: Детская литература, 2000. С. 5–38.
  3. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. М.: Худож. лит., 1928–1958.
  4. Семенов А.Н. Художественное пространство и художественное время // Филологический вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 1. С. 103–120.
  5. Карр Д. История, художественная литература и человеческое время // Философия и общество. 2011. № 1 (61). С. 160–179.
  6. Евлампиев И.И. Лев Толстой о времени и вечности в человеческой жизни: (на материале поздних дневников писателя) // Философский журнал. 2019. Т. 12. № 4. С. 128–142.
  7. Андреева В.Г. Личные интересы героев и мотив ожидания в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 1. С. 8–12.
  8. Сергеенко А.П. «Хаджи-Мурат»: комментарии // Полное собрание сочинений: в 90 т. / Л.Н. Толстой. Т. 35. М.: Худож. лит., 1950.
  9. Палиевский П.В. Литература и теория. М.: Сов. Россия, 1979. 288 с.
  10. Саяпова А.М. Образ Хаджи-Мурата в повести Л.Н. Толстого: проблема личности // Филология и культура. 2021. № 2 (64). С. 182–186.
  11. Макарова В.А. Параллельное время как литема художественного времени литературного текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 4. С. 259–263.
  12. Опульская Л.Д. Лев Николаевич Толстой: материалы к биографии с 1892 по 1899 год. М.: Наука, 1998. 408 с.
  13. Лихушина М.В. Художественное время и его особенности // Общество: философия, история, культура. 2021. № 2 (82). С. 81–85.
  14. Ахмадова Т.Х. Мысль народная в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» // Известия Чеченского государственного университета. 2020. № 3 (19). С. 47–52.