Корзина пуста.
Войти

On religious language function (in the context of modern trends of language function description)

С.М. Пашков
$2.50

УДК 81:1

https://doi.org/10.20339/PhS.2-23.003                      

 

Пашков Сергей Михайлович,

кандидат филологических наук, доцент,

доцент кафедры гуманитарного образования и

педагогических технологий

Российский государственный университет имени А.И. Герцена (Волховский филиал)

e-mail: s.p.n1980@mail.ru

 

Антропоцентризм и холизм, являющиеся концептуально-методологическими ориентирами современной лингвистики, формируют основу изучения функций языка — одного из важнейших вопросов общего языкознания. С учетом обозначенного методологического инструментария функциональные, или сущностные, свойства языка исследованы через призму сущностных свойств человека. Их коррелятивная связь проанализирована в качестве общего основания для функционального моделирования языка, т.е. выделения языковых функций, их описания, номенклатуры, иерархии и др. Одним из сущностных свойств человека в современной науке и философии рассматривается понимаемая широко религиозность (система идеалов). В связи с этим положением в работе предпринята попытка выделения и описания религиозной функции языка, которая определяется как сущностное свойство языка репрезентировать вариативную религиозную реальность и обеспечивать принципиальное самоутверждение личности в вечности. Религиозная функция языка сопоставлена с когнитивной, коммуникативной и интерпретационной функциями. С учетом этимологии лексемы «функция» сделан вывод, что человек совершается и завершается в языке. В первом случае — посредством когниции, коммуникации и интерпретации, а во втором — посредством религии. Показано, что религиозная функция языка коррелирует с телеологическим аспектом антропоцентризма современной лингвистической науки.

Ключевые слова: антропоцентризм, холизм, язык, функция языка, человек, религия.

 

Литература

  1. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века: (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца XX века / под ред. Ю.С. Степанова. М.: РГГУ, 1995. С. 144–238.
  2. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. 444 с.
  3. Балли Ш. Язык и жизнь. М.: Едиториал УРСС, 2018. 230 с.
  4. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. М.: Прогресс, 1992. 224 с.
  5. Князева Е.Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 10 (112). С. 193–201.
  6. Ebzeeva Y.N. QS subject focus summit 2020 on modern languages and linguistics: Languages and migration in a globalized world // Russian Journal of Linguistics. 2021. Vol. 25. No. 2. P. 299–316. URL: https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-2-299-316.
  7. Болдырев Н.Н. Антропоцентрическая сущность языка в его функциях, единицах и категориях // Вопросы когнитивной лингвистики. 2015. № 1 (42). С. 5–12.
  8. Рамишвили Г.В. Языкознание в кругу наук о человеке // Вопросы философии. 1981. № 6. С. 104–110.
  9. Шаховский В.И. Диссонанс экологичности в коммуникативном круге: человек, язык, эмоции: монография. Волгоград: ИП Поликарпов И.Л., 2016. 504 с.
  10. Слюсарева Н.А. Проблемы функционального синтаксиса современного английского языка. М.: Наука, 1981. 205 с.
  11. Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка: когнитивные исследования. М.: Знак, 2012. 208 с.
  12. Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 18–36.
  13. Найденова Н.С. Современная лингвистика в постсекулярной перспективе // Вестник Российского университета дружбы народов. 2018. Т. 22. № 4. С. 998–1000. DOI 10.22363/2312-9182-2018-22-4-988-1000.
  14. Nikolesсu B. The hidden third and the multiple splendor of being // Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / под ред. В. Бажанова, Р.В. Шольца. М.: Навигатор, 2015. С. 62–79.
  15. Основы религиоведения: учебник / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 2005. 508 с.
  16. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ACT, 2002. 586 с.
  17. Ухтомский А.А. Интуиция совести: письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб.: Петербургский писатель, 1996. 528 с.
  18. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. 448 с.
  19. Лосев Α.Φ. Диалектика мифа / сост., подгот. текста, общ. ред. А.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкого. М.: Мысль, 2001. 558 с.
  20. Постовалова В.И. Наука о языке в свете идеала цельного знания: в поисках интегральных парадигм. М.: ЛЕНАНД, 2016. 272 с.
  21. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М.: Прогресс-Универс, 1995. 456 с.
  22. Бибихин В.В. Мир. Язык философии. СПб.: Азбука, 2020. 448 с.
  23. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. С. 193–230.
  24. Варгина Е.И. Научный текст и его воздействие: (на материале английского языка). СПб.: Изд-во С.-Петербург. гос. ун-та, 2004. 212 с.
  25. Гумбольдт В. О различении организмов человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода: введение во всеобщее языкознание. М.: Либроком, 2019. 376 с.
  26. Карасик В.И. Языковые ключи. М.: Гнозис, 2009. 406 с.
  27. Болдырев Н.Н. К вопросу об интегративной теории репрезентации знаний в языке // Когнитивные исследования языка. 2012. № 12. С. 33–43.
  28. Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. М.: Языки славянской культуры, 2013. 448 с.
  29. Воркачев С.Г. Любовь как лингвокультурный концепт. М.: Гнозис, 2007. 284 с.