Корзина пуста.
Войти

«Мой стих… полон движения и жара, свойственных жизни»: тема любви в лирике Форуг Фаррохзад

М. Яхьяпур, Дж. Карими-Мотаххар, Ф. Фармани, Т.В. Мальцева
$2.50

УДК 821.222.1-1

https://doi.org/10.20339/PhS.6-22.128              

 

Яхьяпур Марзие (Ответственный автор )

профессор кафедры русского  языка и литературы

Тегеранский университет (Тегеран, Иран)

ORCID: 0000-0001-8195-6909

e-mail: myahya@ut.ac.ir

Карими-Мотаххар Джанолах,

профессор кафедры русского языка и литературы

Тегеранский университет (Тегеран, Иран),

председатель ИАРЯЛ

ORCID: 0000-0002-6072-5797

e-mail: jkarimi@ut.ac.ir

Фармани Фарахназ,

магистр кафедры русского языка и литературы

Тегеранский университет (Тегеран, Иран)

e-mail: melikasoso4@gmail.com

Мальцева Татьяна Владимировна,

доктор филологических наук, профессор,

заведующая кафедрой литературы и русского языка

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

ORCID: 0000-0002-8432-4314

e-mail: kaflit@yandex.ru

 

Исследованы формы репрезентации темы любви в лирике Ф. Фаррохзад. С учетом отличия трактовки темы любви в лирике поэтессы от традиционной интерпретации любви в восточной поэзии доказано, что Ф. Фаррохзад разрушила традиционный круг ассоциаций персидской любовной лирики и переосмыслила эти образы, а также ввела в арсенал поэтических средств новые — «телесные» — знаки любви. Любовь в лирике Ф. Фаррохзад осмысляется через явления бытового, природного и бытийного планов. Любовь описывается не как чувство, а как событие. Любовь-событие организует весь образный строй лирики поэтессы и смещает родовые признаки лирики. В любовной лирике Ф. Фаррохзад обнаружено тяготение к нарратизации лирического текста, происходит совмещение в структуре стихотворного текста лирической и эпической картин мира. Нарративность предстает одним из актуальных параметров поэтики лирических сборников Ф. Фаррохзад. Сделан вывод о тяготении поэтессы к событийному «измерению» действительности, фабульности лирики, концентрации бытовых деталей, передаче событий в движении.

Ключевые слова: персидская поэзия, Ф. Фаррохзад, любовное чувство, тема любви, лирика.

 

Литература

Ажанд Э. Новая иранская литература. Тегеран: Амиркабир, 1984.

Атташ А., Пейсайар А. Образ женщины в поэзии Низара Габбани и Форуг Фаррохзад // Критические сравнительные исследования. 2013. № 27. С. 73–105.

Бахтияри М. Взгляд на поэзию и мысль Ф. Фаррохзад. Иран: Мешхед, 2014.

Березина А.В. Эволюция образа мужчины в лирике Форуг Фаррохзад // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 2. С. 42–48.

Березина А.В. Малоизвестный гений Форуг Фаррохзад // Филологические науки в МГИМО. 2016. № 8. С. 179–188.

Кляшторина В.Б. «Новая поэзия» в Иране. М.: Наука, 1975.

Кляшторина В.Б. «Шаги тихой воды»: две волны вестернизации в персидской поэзии XX века // НЛО. 2003. № 62. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2003/4.

Лангоруди Ш. Аналитическая история новой поэзии. Тегеран: Центр, 1999.

Намази М. Помни полет. Тегеран: Мехре борна, 2005.

Полещук В.В. Форуг Фаррохзад // Караван. 2019. № 75. С. 135–136.

Рейхани М. Стиль, язык и мысль Ф. Фаррохзад. Машхад: Аханг, 2006.

Фаррохзад Ф. Пленница. Тегеран, 1955.

Хусейнпур А. Течения современной персидской поэзии (от переворота 1953 года до революции 1979 года). Тегеран: Амиркабир, 2005.

Юсефи Ш. О серебряной жизни песни. Тегеран: Афаринеш, 2004.