УДК 82-94
https://doi.org/10.20339/PhS.4-22.165
Верина Ульяна Юрьевна,
доктор филологических наук,
доцент кафедры истории белорусской литературы
Белорусский государственный университет
e-mail: verina14@rambler.ru
Овчаренко Алексей Юрьевич,
доктор филологических наук,
доцент Института русского языка
Российский университет дружбы народов
e-mail: ovtcharenko-1959@yandex.ru
В работе рассмотрена в нескольких аспектах антология, изданная группой «Перевал» в 1930 г.: сравнение с коллективными изданиями других литературных групп, сопоставление со сборниками «Перевал» (1923–1928) и «Ровесники» (1930–1932), а также как сверхтекстовое единство. Отмечено отличие издательской политики «Перевала» от публикационной стратегии других литературных объединений. Не имея своего печатного органа, перевальцы на начальном этапе печатались в журнале «Красная новь»; впоследствии ежегодно выпускались коллективные сборники, отражающие их творческую программу. Концепция сборников менялась с целью достижения большей художественной целостности, уменьшения числа авторов, изменения соотношения поэзии и прозы. В первых «массовых» сборниках преобладает поэзия, но уже в третьем (1925) выделяется трехчастная структура, превалирует проза, появляется раздел литературной критики. С 1930 г. «Перевал» претендует на статус литературной школы на основе общих философско-эстетических принципов, сформулированных А. Лежневым в предисловии к сборнику «Ровесники». Структура антологии (1930) свидетельствует о стремлении подтвердить этот статус. В нее вошли наиболее репрезентативные для каждого автора произведения, характеризующие индивидуальную манеру и отвечающие программным установкам «Перевала». В предисловии говорится о поколении, «детях века», находящихся между прошлым и будущим. Сюжеты и мотивы произведений перекликаются с программным предисловием и между собой, что формирует сверхтекстовое единство. Антология, задуманная как этапная коллективная книга, стала итоговой, поскольку «Перевал» прекратил существование в 1932 г.
Ключевые слова: антология, коллективное издание, Содружество писателей революции «Перевал», русская литература 1920–1930-х годов.
Литература
1. Книга стихов как феномен культуры России и Беларуси / Н.В. Барковская, У.Ю. Верина, Л.Д. Гутрина, В.Ю. Жибуль. М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. 674 с.
2. Белая Г.А. Дон Кихоты 20-х годов: «Перевал» и судьба его идей. М.: Сов. писатель, 1989. 395 с.
3. Воронский А. Мистер Бритлинг пьет чашу до дна. М.: Круг, 1927. С. 119–120.
4. Катаев И. По горло был занят организацией «Литературной газеты» // Литературная газета. 2002. № 22 (5879). С. 12.
5. Коган П.С. Пролетарская литература. Иваново-Вознесенск: Основа, 1926. 114 с.
6. Лежнев А. Вместо пролога // Ровесники: сб. Содружества писателей революции «Перевал». М.; Л.: Земля и фабрика, 1930. С. 5–20.
7. Наседкин В. К двухлетию «Перевала» // Перевал: сб. 4. М.: Круг, 1925. С. 165–171.
8. Паустовский К.Г. Малышкин // Собрание сочинений: в 9 т. / К.Г. Паустовский. Т. 7: Сказки. Очерки. Литературные портреты. М.: Худож. лит., 1983. С. 397–399.
9. Перевал. Сб. 1. М.: ГИЗ, 1923.
10. Перевальцы: антология: Содружество писателей революции «Перевал» / ред. Н. Зарудин. М.: Федерация, 1930. 368 с.
11. Тезисы отчета фракции ВКП(б) о Содружестве писателей «Перевал» // РГАЛИ. Ф. 1787. Оп. 151. Л. 4.
12. Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Поэтика. История литературы. Кино/ Ю.Н. Тынянов. М., 1977. С. 255–270.
13. Шкловский В.Б. Журнал как литературная форма // Собрание сочинений / В.Б. Шкловский. Т. 1: Революция. М.: Новое литературное обозрение, 2019. С. 528–529.