УДК 81`3
https://doi.org/10.20339/PhS.2-22.034
Nefedova Liliya A.,
Doctor of Philology, Professor,
Dean of the Linguistics and Translation Faculty
Chelyabinsk State University
e-mail: lan2@mail.ru
Krasnopeyeva Ekaterina S.,
Candidate of Philology, Associate Professor of the
Theory and Practice of Translation Department
Chelyabinsk State University
e-mail: krasnopeyeva@gmail.com
Kraeva Svetlana S.,
Candidate of Philology, Associate Professor of the
Theory and Practice of Translation Department
Chelyabinsk State University
e-mail: kraeva.svetlana@gmail.com
Представлены результаты исследования прагмалингвистических стратегий в запросах, отправленных студентами преподавателям по электронной почте и через систему электронного обучения LMS Moodle. В качестве материала приведены запросы, составленные студентами Челябинского государственного университета в период с марта 2020 г. по март 2021 г., а также результаты анкетирования студентов и преподавателей. С опорой на адаптированную схему кросс-культурного анализа способов реализации речевых актов охарактеризован уровень импозитивности запросов, описаны характерные внутренние (лексические) и внешние (структурные) модификаторы; рассмотрены частотные типы запросов. Исследование показало, что в основном студенты используют систему Moodle для получения реакции со стороны преподавателя в форме конкретных действий и прибегают к электронной почте для запроса информации. Для смягчения импозитивной силы запроса в электронных письмах студенты предпочитают использовать структурные модификаторы. Запросы в системе Moodle, как правило, лаконичны и направлены на решение возникшей проблемы, в них задействовано минимальное количество средств митигации. Полученные результаты свидетельствуют о нехватке у студентов необходимой прагматической компетенции, о возросшем объеме электронной текстовой коммуникации, а также о принятии преподавателями и студентами «телеграфного» стиля общения как нормы в условиях повсеместной цифровизации.
Ключевые слова: компьютерно-опосредованная коммуникация, прагматическая компетенция, импозитивность, митигация, запрос.
Литература
- Biesenbach-Lucas, S. Making requests in e-mail: Do cyber-consultations entail directness? Toward conventions in a new medium. Pragmatics and Language Learning. Vol. 11. Honolulu: University of Hawaii Press, 2006. P. 81–107.
- Biesenbach-Lucas, S. Students writing emails to faculty: An examination of e-politeness among native and non-native speakers of English. Language Learning & Technology. 2007. Vol. 11 (2). P. 59–81.
- Blum-Kulka, S., House, J., Kasper, G. Cross-cultural pragmatics: Requests and apologies. Norwood, NJ: Ablex, 1989. 300 p.
- Bolkan, S., Holmgren, J.L. “You are such a great teacher and I hate to bother you but…”: Instructors’ perceptions of students and their use of email messages with varying politeness strategies. Communication Education. 2012. Vol. 61 (3). P. 253–270.
- Bou-Franch, P. Openings and closings in Spanish email conversations. Journal of Pragmatics. 2011. Vol. 43 (6). P. 1772–1785.
- Brown, P., Levinson, S.C. Politeness: Some universals in language usage. Vol. 4. Cambridge University Press, 1987. 345 p.
- Chejnová, P. How to ask a professor: Politeness in Czech academic culture. Charles University in Prague. Karolinum Press, 2015. 124 p.
- Economidou-Kogetsidis, M. “Please answer me as soon as possible”: Pragmatic failure in non-native speakers’email requests to faculty. Journal of Pragmatics. 2011. Vol. 43 (13). P. 3193–3215.
- Economidou-Kogetsidis, M. “Mr Paul, please inform me accordingly”: Address forms, directness and degree of imposition in L2 emails. Pragmatics. 2018. Vol. 28 (4). P. 489–516.
- Félix-Brasdefer, C. Email requests to faculty. E-politeness and internal modification. Interlanguage request modification. 2012. Vol. 217. P. 87–118.
- Giliarova, K.A. “Kursach v attache”: osobennosti e’lektronnoi kommunikatsii mezhdu prepodavatelem i studentom. Komp’iuternaia lingvistika i intellektual’nye tekhnologii: Po materialam ezhegodnoi Mezhdunarodnoi konferentsii “Dialog”. T. 10. Moscow, Russia: Rossijiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet, 2011. S. 219–235.
- Hartford, B.S., Bardovi-Harlig, K. “At your earliest convenience”: A study of written student requests to faculty. In: Pragmatics and Language Learning. University of Illinois, Urbana-Champaign: Division of English as an International Language, 1996. P. 55–69.
- Merrison, A.J., Wilson, J.J., Davies, B.L., Haugh, M. Getting stuff done: Comparing email requests from students in higher education in Britain and Australia. Journal of Pragmatics. 2012. Vol. 44 (9). P. 1077–1098.
- Tatum, N.T., Martin, J.C., Kemper, B. Chronemics in instructor — student email communication: An experimental examination of student evaluations of instructor response speeds. Communication Research Reports. 2018. Vol. 35 (1). P. 33–41.
- Waldvogel, J. Greetings and closings in workplace email. Journal of Computer-Mediated Communication. 2007. Vol. 12 (2). P. 456–477.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области (проект № 20-412-740001).