Корзина пуста.
Войти

E-politeness in student requests to faculty: А view from a regional Russian university in the midst of a pandemic

L.A. Nefedova, E.S. Krasnopeyeva, S.S. Kraeva
80,00 ₽

УДК 81`3

https://doi.org/10.20339/PhS.2-22.034

 

Nefedova Liliya A.,

Doctor of Philology, Professor,

Dean of the Linguistics and Translation Faculty

Chelyabinsk State University

e-mail: lan2@mail.ru

 

Krasnopeyeva Ekaterina S.,

Candidate of Philology, Associate Professor of the

Theory and Practice of Translation Department

Chelyabinsk State University

e-mail: krasnopeyeva@gmail.com

 

Kraeva Svetlana S.,

Candidate of Philology, Associate Professor of the

Theory and Practice of Translation Department

Chelyabinsk State University

e-mail: kraeva.svetlana@gmail.com

 

Представлены результаты исследования прагмалингвистических стратегий в запросах, отправленных студентами преподавателям по электронной почте и через систему электронного обучения LMS Moodle. В качестве материала приведены запросы, составленные студентами Челябинского государственного университета в период с марта 2020 г. по март 2021 г., а также результаты анкетирования студентов и преподавателей. С опорой на адаптированную схему кросс-культурного анализа способов реализации речевых актов охарактеризован уровень импозитивности запросов, описаны характерные внутренние (лексические) и внешние (структурные) модификаторы; рассмотрены частотные типы запросов. Исследование показало, что в основном студенты используют систему Moodle для получения реакции со стороны преподавателя в форме конкретных действий и прибегают к электронной почте для запроса информации. Для смягчения импозитивной силы запроса в электронных письмах студенты предпочитают использовать структурные модификаторы. Запросы в системе Moodle, как правило, лаконичны и направлены на решение возникшей проблемы, в них задействовано минимальное количество средств митигации. Полученные результаты свидетельствуют о нехватке у студентов необходимой прагматической компетенции, о возросшем объеме электронной текстовой коммуникации, а также о принятии преподавателями и студентами «телеграфного» стиля общения как нормы в условиях повсеместной цифровизации.

Ключевые слова: компьютерно-опосредованная коммуникация, прагматическая компетенция, импозитивность, митигация, запрос.

 

Литература

  1. Biesenbach-Lucas, S. Making requests in e-mail: Do cyber-consultations entail directness? Toward conventions in a new medium. Pragmatics and Language Learning. Vol. 11. Honolulu: University of Hawaii Press, 2006. P. 81–107.
  2. Biesenbach-Lucas, S. Students writing emails to faculty: An examination of e-politeness among native and non-native speakers of English. Language Learning & Technology. 2007. Vol. 11 (2). P. 59–81.
  3. Blum-Kulka, S., House, J., Kasper, G. Cross-cultural pragmatics: Requests and apologies. Norwood, NJ: Ablex, 1989. 300 p.
  4. Bolkan, S., Holmgren, J.L. “You are such a great teacher and I hate to bother you but…”: Instructors’ perceptions of students and their use of email messages with varying politeness strategies. Communication Education. 2012. Vol. 61 (3). P. 253–270.
  5. Bou-Franch, P. Openings and closings in Spanish email conversations. Journal of Pragmatics. 2011. Vol. 43 (6). P. 1772–1785.
  6. Brown, P., Levinson, S.C. Politeness: Some universals in language usage. Vol. 4. Cambridge University Press, 1987. 345 p.
  7. Chejnová, P. How to ask a professor: Politeness in Czech academic culture. Charles University in Prague. Karolinum Press, 2015. 124 p.
  8. Economidou-Kogetsidis, M. “Please answer me as soon as possible”: Pragmatic failure in non-native speakers’email requests to faculty. Journal of Pragmatics. 2011. Vol. 43 (13). P. 3193–3215.
  9. Economidou-Kogetsidis, M. “Mr Paul, please inform me accordingly”: Address forms, directness and degree of imposition in L2 emails. Pragmatics. 2018. Vol. 28 (4). P. 489–516.
  10. Félix-Brasdefer, C. Email requests to faculty. E-politeness and internal modification. Interlanguage request modification. 2012. Vol. 217. P. 87–118.
  11. Giliarova, K.A. “Kursach v attache”: osobennosti e’lektronnoi kommunikatsii mezhdu prepodavatelem i studentom. Komp’iuternaia lingvistika i intellektual’nye tekhnologii: Po materialam ezhegodnoi Mezhdunarodnoi konferentsii “Dialog”. T. 10. Moscow, Russia: Rossijiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet, 2011. S. 219–235.
  12. Hartford, B.S., Bardovi-Harlig, K. “At your earliest convenience”: A study of written student requests to faculty. In: Pragmatics and Language Learning. University of Illinois, Urbana-Champaign: Division of English as an International Language, 1996. P. 55–69.
  13. Merrison, A.J., Wilson, J.J., Davies, B.L., Haugh, M. Getting stuff done: Comparing email requests from students in higher education in Britain and Australia. Journal of Pragmatics. 2012. Vol. 44 (9). P. 1077–1098.
  14. Tatum, N.T., Martin, J.C., Kemper, B. Chronemics in instructor — student email communication: An experimental examination of student evaluations of instructor response speeds. Communication Research Reports. 2018. Vol. 35 (1). P. 33–41.
  15. Waldvogel, J. Greetings and closings in workplace email. Journal of Computer-Mediated Communication. 2007. Vol. 12 (2). P. 456–477.

 

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области (проект № 20-412-740001).