Корзина пуста.
Войти

Paradoxes of Russian eros in F.M. Dostoyevsky’s novel “Idiot”

А.В. Злочевская
$2.50

УДК 821.161.1-3

https://doi.org/10.20339/PhS.1-22.054

 

Злочевская Алла Владимировна,

доктор филологических наук,

старший научный сотрудник филологического факультета

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

e-mail: zlocevskaya@mail.ru

 

 

Проанализирована любовная линия романа Ф.М. Достоевского «Идиот». В произведении свое художественное воплощение нашла стихия русского эроса, которая в эссе «Размышление об эросе» (1940) была осмыслена великим русским философом Н.А. Бердяевым как категория экзистенциальная. Взаимное любовное чувство Мышкина и Настасьи Филипповны было совершенным воплощением русского эроса: эротическое напряжение оплодотворено состраданием и мистическим переживанием родства душ. Отмечено, что трагический финал предопределен фатальной несовместимостью истинного, восходящего эроса с реальностью земного мира.

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, «Идиот», Н.А. Бердяев, «Размышление об эросе», русский эрос, любовь-жалость, русская литература ХIХ века.

 

Литература

  1. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л., 1972–1990.
  2. Бердяев Н.А. Размышление об эросе // Самопознание / Н.А. Бердяев. М., 1990. С. 69–77.
  3. Злочевская А.В. Гуманистический идеал Просвещения и образ князя Мышкина в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Филологические науки. 1989. № 2. С. 18–25.
  4. Касаткина Т.А. «И утаил от детей…». Причины непроницательности князя Льва Мышкина // Ф.М. Достоевский и мировая культура. М., 1995. С. 48–53.
  5. Киносита Т. Антропология и поэтика творчества Ф.М. Достоевского. СПб., 2005.
  6. Левина Л.А. Некающаяся Магдалина, или Почему князь Мышкин не мог спасти Настасью Филипповну // Ф.М. Достоевский и мировая культура. М., 1994. С. 97–118.
  7. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М., 2001.
  8. Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. СПб., 2001.
  9. Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1989.
  10. Достоевская А.Г. Мой муж — Федор Достоевский. Жизнь в тени гения. М., 2018.
  11. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Собр. соч.: в 7 т. / М.М. Бахтин. Т. 6. М., 2002. С. 7–300.
  12. Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб., 2007.
  13. Danow D. The dialogic sign: Essays on the major novels of Dostoevsky. New York: Peter Lang, 1991. P. 55–68.
  14. Turner C.J.G. Between part 1 and part 2 of “The Idiot” // Slavonic and East European Review. 1987. Vol. 65, No. 4. P. 517–536.
  15. Злочевская А.В. «Идеал Христов» в подтексте образа «прекрасного героя» Ф.М. Достоевского и М. Булгакова (князь Мышкин — Иешуа Га-Ноцри) // Ф.М. Достоевский и мировая культура. М., 2012. С. 203–237.
  16. Pechal Z. Fenomén živlu v ruské literatuře: monografie. Olomouc, 2011.
  17. Альтман М.С. Достоевский. По вехам имен. Саратов, 1975.
  18. Назиров Р.Г. О прототипах некоторых персонажей Достоевского. Генезис Рогожина // Достоевский: материалы и исследования. Л., 1974. T. 1. С. 212–219.
  19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992. URL: ozhegov.slovaronline.com (10.07.2021).