Корзина пуста.
Войти

Method of montage as a structure-forming element in the story of V.S. Makanin “Voices”

Ц. Гун
$2.50

https://doi.org/10.20339/PhS.4-18.068

 

Гун Цинцин,

аспирант кафедры Истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

е-mail: qingqinggong@mail.ru

 

По мере развития кинематографа тенденция синтеза литературы и кино становится всё очевиднее. Как важный способ мышления в литературной и кинематографической поэтике, прием монтажа, с одной стороны, служит композиционным принципом произведения, с другой стороны, способствует выражению авторского мироощущения. Ярким примером тому может служить творчество В.С. Маканина в целом и его повесть «Голоса» в частности. Писатель использует монтажно-лейтмотивную структуру, которая проявляется как в соединении микросюжетов и смене повествовательных стратегий, так и в организации хронотопа, в основе которого лежит оппозиция мгновения и вечности, отражающая своеобразие художественной философии писателя. Это позволяет ему создать внутри произведения особое художественное пространство, структура которого обусловлена особенностями писательской стратегии и авторского мировидения.

Ключевые слова: Маканин, «Голоса», монтаж, лейтмотив, авторское сознание.

Литература

 

1.           Александров Н.Д. С глазу на глаз. Беседы с российскими писателями. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2012. 376 с.

2.           Бахтин М.М. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5. М.: Русские словари, 1997. 732 с.

3.           Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. 320 с.

4.           Бондаренко В.Г. Время надежд. О творчестве писателя В. Маканина // Звезда. 1986. № 8. С. 184–194.

5.           Бочаров А.Г. Пути творческого воображения // Единство: сборник статей о многонациональной советской литературе. Вып. 4. М.: Худож. литература, 1982. 356 с.

6.           Делёз Ж. Кино. М.: Ад Маргинем, 2004. 624 с.

7.           Ждан В.Н. Эстетика фильма. М.: Искусство, 1982. 376 с.

8.           Иванова Н.Б. Точка зрения: О прозе последних лет. М.: Сов. писатель,1988. 424 с.

9.           Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950 – 1990-е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. Т. 2: 1968 – 1990. М.: Издательский центр «Академия». 688 с.

10.         Маканин. В.С. Голоса. М.: Современник, 1980. С. 218–334.

11.         Маневич И.М. Кино и литература. М.: Искусство, 1968. 240 с.

12.         Мотыгин C.Ю. Прямая линия?.. Эволюция прозы В.С. Маканина. Астрахань: АГУ, 2001. С. 40–72.

13.         Перевалова C.В. Проза В. Маканина: Традиция и эволюция. Волгоград: Перемена, 2003. 116 с.

14.         Пискунова С., Пискунов В. Все прочее — литература // Вопросы литературы. 1988. № 2. С. 38–77.

15.         Тарковский А.А. Лекции по кинорежиссуре. Монтаж // Искусство кино. 1990. № 9. С. 101–108.

16.         Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. 398 с.

17.         Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в 6 т. Т. 2. М.: Искус-ство, 1964. 568 с.

18.         Эйзенштейн С.М. Монтаж. М.: Музей кино, 2000. 588 с.