Корзина пуста.
Войти

Outsided Conservators: Alexander Solzhenitsyn and Tatyana Tolstaya

П.Е. Спиваковский
$2.50

https://doi.org/10.20339/PhS.3-18.080

 

Спиваковский Павел Евсеевич,

кандидат филологических наук, доцент кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета

МГУ имени М.В. Ломоносова

e-mail: p.e.spiwskowsky@gmail.com

 

В статье анализируются и сопоставляются особенности художественной мифологии Татьяны Толстой и Александра Солженицына и выявляются не только очевидные расхождения в творчестве обоих писателей, но и неожиданное сходство, обусловленное спецификой их художественных систем и поэтики. Консервативный модернизм, который проявляется в творчестве обоих писателей, а также обостренное стремление к независимости в формировании собственной позиции и суждений делает их «вненаходимыми» фигурами в литературе своей эпохи. Несмотря на резкое отвержение фигуры Солженицына на публицистическом уровне, Толстая невольно сближается с ним на уровне поэтики при изображении народной жизни в романе «Кысь». Неожиданное сближение между Солженицыным и Толстой обнаруживается и при обращении писательницы к проблеме взаимоотношений между народом и интеллигенцией.

Ключевые слова: вненаходимость, консервативный модернизм, Кысь, национальная мифология, литературная мифология.

 

1. Солженицын А.И. Публицистика: в 3 т. Ярославль, 1995. Т. 1–3.

2. Спиваковский П.Е. Феномен А.И. Солженицына: новый взгляд. М., 1998.

3. Толстая Т.Н. Кысь. М., 2001.

4. Tolstaya T. The Grand Inquisitor // The New Republic. 1992. June 29. P. 29–36.

5. Петрова М.Г. Судьба автора и судьба романа / Солженицын А.И. В круге первом. М., 2006. С. 629–732.

6. Солженицын А.И. Собр. соч.: в 30 т. М., 2006– .

7. Мурав Х. Опасный универсализм // Новое лит. обозрение. 2010. № 103. С. 217–231.

8. Кукулин И.В. «Внутренняя постколонизация»: формирование постколониального сознания в русской литературе 1970–2000‑х годов / Там, внутри: Практики внутренней колонизации в культурной истории России: Сб. ст. М., 2012. С. 846–909.

9. Парамонов Б.М. МЖ: Мужчины и женщины. М., 2010.

10. Набоков В.В. Собр. соч. русского периода: в 5 т. СПб., 2002. Т. 4.

11. Толстая Т.Н. Наоборот / Толстая Т.Н. Река. М., 2007. С. 159–168.

12. Спиваковский П.Е. Теоретико-литературные аспекты творчества А.И. Солженицына / Теоретико-литературные итоги ХХ века. М., 2003. Т. 1: Литературное произведение и художественный процесс. С. 307–371.

13. Толстая Т.Н. Мюмзики и Нострадамус / Толстая Н.Н., Толстая Т.Н. Двое: Разное. М., 2001. С. 426–434.

14. Соловьев Вл.С. Соч.: в 2 т. М., 1988. Т. 1.

15. Солженицын А.И. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов: Очерки изгнания // Новый мир. 2000. № 12. С. 97–152.

16. Кукулин И.В. Машины зашумевшего времени: Как советский монтаж стал методом неофициальной культуры. М., 2015.

17. Михайлик Е. Булгаков, Шкловский, Уэллс и «косность земли» / Тыняновский сб. М., 2009. Вып. 13. С. 242–251.

18. Темпест Р. Александр Солженицын — (анти)модернист // Новое лит. обозрение. 2010. № 103. С. 246–263.

19. Толстая Т.Н. Квадрат / Толстая Т.Н. Не кысь. М., 2006. С. 461–470.