Корзина пуста.
Войти

Творчество Рида Грачева: философско-эстетический контекст (по архивным материалам)

Е.И. Колесникова, Д.В. Скрипченко
80,00 ₽
УДК 821.161.1.091
 

Колесникова Елена Ивановна,

доктор филологических наук,

ведущий научный сотрудник

Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

e-mail: ekolesn@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-4441-565X

Скрипченко Дмитрий Валерьевич,

кандидат философских наук,

старший преподаватель

Институт русского языка

Сианьский университет иностранных языков (Сиань, Китай)

e-mail: descrip@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-6870-5718

 

В статье рассматривается влияние европейских художественных и философских направлений на творчество Рида Грачева (1935–2004). С привлечением публицистических статей выявляются мировоззренческие взгляды писателя. Определяются черты творческого направления писателя, принадлежащие как неореализму, так и так называемой европейской «новой волне» с присущим ей подтекстным экспрессионизмом. Рассмотрено типологическое сходство поэтики и проблематики рассказов «Песни на рассвете», «Колокольчики» с романом Р. Мерля «Уик-энд на южном берегу», который Грачев как переводчик продвигал к публикации на русском языке. В статье использованы авторизованная машинопись аннотации и перевода фрагмента этого романа, обнаруженные в фонде журнала «Нева» ЦГАЛИ Санкт-Петербурга. Анализируются возможные способы знакомства Грачева с рассказом польского писателя М. Хласко (1934–1969) «Первый шаг в тучах», упоминание которого найдено в дневниковых записях, хранящихся в Рукописном отделе ИРЛИ (Пушкинский Дом). Проводится сопоставительный анализ этого произведения, «нулевое» письмо которого разрешается взрывным трагическим подтекстом, с рассказами Грачева «Адамчик» и «Натка». Высказана гипотеза о родственности художественных приемов Грачева с поэтикой европейских фильмов, в свою очередь берущих начало от советского формализма. При помощи структурно-семиотического метода представлен минус-прием в рассказах «Песни на рассвете» и «Колокольчики».

Ключевые слова: Рид Грачев, рукопись, перевод, публицистика, «нулевое письмо», «значащее отсутствие», минус-прием

Статья написана при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 23-28-01311 «Творческое наследие Рида Грачева»

 

Литература

  1. Кузнецова Е.В. Этическое, гносеологическое, эстетическое в философской публицистике (1960–1985) // Вестник СПбГУ. Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2014. Вып. 4. С. 166–174.
  2. ЦГАЛИ СПб. Р-169. Оп. 2-1. Д. 332.
  3. Марль Р. Уик-энд на берегу океана: роман / пер. с фр. Н. Жарковой. М.: Худож. лит., 1969. 224 с.
  4. Грачев Р. Интеллигенции больше нет // Письмо заложнику / Р.И. Грачев. СПб.: Звезда, 2013. С. 497–517.
  5. Грачев Р. Машина // Письмо заложнику / Р.И. Грачев. СПб.: Звезда, 2013. С. 167–169.
  6. Грачев Р. Песни на рассвете // Письмо заложнику / Р.И. Грачев. СПб.: Звезда, 2013. С. 96–104.
  7. Грачев Р. Колокольчики // Письмо заложнику / Р.И. Грачев. СПб.: Звезда, 2013. С. 163–166.
  8. Грачев Р. Значащее отсутствие // Письмо заложнику / Р.И. Грачев. СПб.: Звезда, 2013. С. 483–496.
  9. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. URL: http://knigosite.ru (03.11.2023).
  10. Грачев Р. М. Антониони. Фильм «Крик». СПб.: Звезда, 2013. С. 542–560.
  11. ИРЛИ РАН. Фонд Р. Грачева. № 930.
  12. Мотылева Т.Л. Вопросы социалистического реализма в зарубежных литературах // Вопросы литературы. 1958. № 11. C. 42–72.
  13. Иванов Б.B. Легенда шестидесятых — Рид Грачев // Письмо заложнику / Р.И. Грачев. СПб.: Звезда, 2013. С. 5–82.
  14. Хласко М. Первый шаг в облаках. URL: https://etazhi-lit.ru/publishing/exegi-monumentum/916-pervyy-shag-v-oblakah.html (04.11.2023).
  15. Грачев Р. Одно лето. СПб.: Звезда, 2013. С. 181–191.
  16. Хласко А. Красивые, двадцатилетние. URL: https://libking.ru/books/prose-/prose-contemporary/238446-44-marek-hlasko-krasivye-dvadtsatiletnie.html (30.09.2023).
  17. ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-169. Оп. 2-1. Д. 190.
  18. Gračëv R.I. Adamčik: un eroe neorealista nella Russia sovietica / Rid Gračëv; a cura e con un saggio introduttivo di Marco Sabbatini traduzione e postfazione di Marta Capossela. Pisa: Pisa university press, 2019.
  19. Грачев Р.И. Гибельный путь Адама // Письмо заложнику / Р.И. Грачев. СПб.: Звезда, 2013. С. 417–423.
  20. Арьев А.Ю. Рид Грачев и «Миф о Сизифе» // Звезда. 2020. № 5. С. 204–220.
  21. Грачев Р. Нет голоса // Письмо заложнику / Р.И. Грачев. СПб.: Звезда, 2013. С. 170–174.
  22. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса. URL: http://az.lib.ru/b/bulgakow_s_n/text_0020.shtml?ysclid=lolaj53bcd758464778 (05.11.2023).
  23.  Достоевский Ф.М. Бесы // Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972 . Т. 10.
  24. Пушкин А.С. Бесы // Собрание сочинений: в 10 т. М.: ГИХЛ, 1959–1962. Т. 2.
  25. Пастернак Б. Перемена. URL: http://pasternakboris.ru/ (02.11.2023).
  26. Хемингуэй Э. Прощай, оружие! М.: Худож. лит., 1977. 388 c.
  27. Багрицкий Э. Весна // Однотомник / Э. Багрицкий. М.: Советская литература, 1934. С. 65–67.
  28. Ходасевич B. Собрание стихов: в 2 т. Paris La Presse Libre, 1982.
  29. Блок А.А. Поэты // Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Т. 3. М.: Наука, 1997.