Корзина пуста.
Войти

Чёрт как стих: поэтические истоки метафоры «дьявола младенчества» в автобиографической прозе Марины Цветаевой

А.Е. Аркатова
80,00 ₽
УДК 821.161.1-1
 

Аркатова Анна Евгеньевна,

доктор философии, PhD Иллинойсского университета (США);

доцент Объединенного международного колледжа

Баптистский университет Гонконга;

Центр иностранных языков и культур (Китай)

e-mail: arkatova_anna@yahoo.com

 

Статья посвящена интерпретации образа чёрта в автобиографической прозе М. Цветаевой. Троп «чёрт» преимущественно рассматривался исследователями как вне фонетических коннотаций, так и вне речевого контекста в целом. Эссе «Чёрт» и «Мой Пушкин» тем не менее характеризуются глубинными межтекстовыми связями с юношеским стихотворением Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано», где чёрт — непосредственный носитель поэтической речи, стих: см. «мои стихи» — «маленькие черти». «Стиховые» смыслы, продуцируемые этим образом, реализованы в названных эссе. Лексическая пара «чёрт — стих» становится сквозной, позволяющей поэзии и прозе Цветаевой зеркально отражать друг друга. Такое прочтение снимает инфернальность образа чёрта, выводя его из антихристианского дискурса. Троп «дьявола младенчества» также формирует единый смысловой ряд с личностью Пушкина и памятником ему у Тверских ворот: чёрт — Пушкин-памятник — стих.

Ключевые слова: Цветаева, Пушкин, чёрт, памятник, стих, брызги, вино, голый, черный

 

Литература

1. Цветаева М.И. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Эллис Лак, 1994‒1995.

2. Венцлова Т. О призвании и признании: «Моим стихам, написанным так рано…» // Собеседники на пиру: литературоведческие работы / Т. Венцлова. М.: НЛО, 2012. URL: https://lit.wikireading.ru/46091 (28.01.2024).

3. Cixous H. Readings: The poetics of Blanchot, Joyce, Kafka, Kleist, Lispector, and Tsvetayeva. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1991.

4. Полехина М.М. Творчество Марины Цветаевой в контексте культуры: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2018.

5. Ельницкая С. “Цветаева и Черт” // Russian Language Journal. 1986. Vol. 40. No. 136. P. 75–93.

6. Forrester S. “Where the Dog is Buried: Clues to the Ancestry of Tsvetaeva’s Canine “Devil” // Canadian Slavonic Papers. 2002. Vol. 44. No. 1. P. 1–17.

7. Chester P. “Engaging sexual demons in Marina Tsvetaeva’s “Devil”: The body and the genesis of the woman poet // Slavic Review. 1994. Vol. 53. No. 4. P. 1025–1045.

8. Цветаева М., Цветаева А. Две сестры / сост. М. Уразова, С. Айдинян. М.: АСТ, 2020.

9. Гаспаров М.Л. Ясные стихи и «темные стихи». М.: Фортуна ЭЛ, 2015.