Крашевская Наталия Валентиновна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики
Московский государственный университет геодезии и картографии
e-mail: breshka2@gmail.com
https://orcid.org/0009-0009-6016-5740
Представляемая работа является частью серии статей, посвященных вопросу о взаимоотношениях теоретической лингвистики и лингвистической дидактики и о том, что конкретно они в состоянии дать друг другу. Кратко рассматриваются общие вопросы эволюции взаимодействия и взаимовлияния трех феноменов: фундаментальной науки, практики, прикладной науки. Указывается, что в настоящее время существует запрос на перемены в традиционных устоях понятия дидактики как теории обучения. Затрагиваются проблемы, возникающие в процессе преподавания русского языка как иностранного, которые не находят простого решения при использовании общепринятых рекомендаций со стороны лингвистической теории. Подчеркивается, что с опорой на базовые положения системной лингвистики, предложенные Г.П. Мельниковым, становится возможным не только найти хотя и не стандартные, но достаточно продуктивные методы решения практических задач, но и дать рекомендации по лингвистической трактовке тех или иных языковых феноменов в общетеоретическом плане, что позволяет говорить о таком направлении прикладных исследований, как «лингвосистемная дидактика».
Ключевые слова: фундаментальные и прикладные науки, точные и гуманитарные науки, дидактика, Г.П. Мельников, системная лингвистика, лингводидактика, высказывание, предикативность, понятие замкнутой системы в приложении к высказыванию, русский язык как иностранный
Литература
1. Кедров Б.М. Классификация наук: монография. М.: Мысль, 1985. 545 с.
2. Мельников Г.П. Функции разума в биосфере и его технические усилители: монография. Киев, 1990. 28 с.
3. Валентинова О.И. Взаимосвязь субстанции, структуры и функции в текстах высокой степени системности // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2024. Т. 15. № 1. С. 22–37.
4. Валентинова О.И., Рыбаков М.А., Екшембеева Л.В. Детерминантная грамматика русского языка как академическая грамматика нового типа // Русистика. 2023. Т. 21. № 2. С. 228–241.
5. Валентинова О.И., Рыбаков М.А. Падежные системы тюркских языков Южной Сибири (сопоставление с использованием геометрического моделирования) // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2: Языкознание. 2022. Т. 21. № 2. С. 72–84.
6. Бахтикиреева У.М., Валентинова О.И. Особенности «языкового мышления» с позиций системной лингвистики // Russian Journal of Linguistics. 2022. Т. 26. № 1. С. 224–244.
7. Мельников Г.П. Системология и языковые аспекты кибернетики: монография. М.: Советское радио, 1978. 367 с.
8. Илишкина Д. Проектно-ориентированное обучение. URL: https://eduspace.pro/project-based-learning. 2023 (01.06.2024).
9. Мельников Г.П. Системная типология языков: принципы, методы, модели. М.: Наука, 2003. 308 с.
10. Лутин С.А. Системно-функциональный анализ категории падежа в русском языке: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2008.
11. Крашевская Н.В., Басманова А.А. От лингводидактики к лингвистике: шкала «степени самостоятельности» как способ устранения и объяснения парадоксов возвратных глаголов в русском языке // Современное педагогическое образование. 2022. № 1. С. 236–242.
12. Крашевская Н.В. От лингводидактики к лингвистике. Возвратные глаголы: лингвистические выводы и лингводидактические рекомендации // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2024. Т. 21. № 1 С. 72–82. DOI 10.22363/2312-8127-2024-21-1-72-82.