Саввинова Гульнара Егоровна,
кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник
Научно-исследовательский институт Олонхо
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
e-mail: savgul6767@mail.ru
https://orcid.org/0000-0001-9868-4962
Статья посвящена выявлению особенностей мотивов в текстах якутского героического эпоса олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» П.А. Ойунского и «Строптивый Кулун Куллустуур» И.Г. Тимофеева-Теплоухова. Проблема сюжетообразующих мотивов в рассматриваемых олонхо представляется актуальной, т.к. изучение мотивов в текстах требует должной оценки, углубления исследований. Основное внимание в олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» и «Строптивый Кулун Куллустуур» уделяется традиционным устойчивым формулам и видоизменению компонентов мотива. Цель исследования мотивов в олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» и «Строптивый Кулун Куллустуур» обусловила следующие задачи: определить мотивы, их значения и функционирование; указать особенности использования мотивов П.А. Ойунским и И.Г. Тимофеевым-Теплоуховым; установить постоянные и изменчивые мотивы; проследить за видоизменением мотивов в олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» и «Строптивый Кулун Куллустуур». Методологическая основа исследования — сравнительно-типологический и структурный методы. В ходе работы учтены труды А.Н. Веселовского, B.Я. Проппа, Б.Н. Путилова и др., а также исследования якутских ученых Н.В. Емельянова, И.В. Пухова, Г.У. Эргис, Н.А. Оросиной, A.A. Кузьминой и др. Обнаружены устойчивые мотивы в указанных олонхо: описание создания мира, заселения земли первым человеком — главным героем, поединок главного героя с противником, победа героя, женитьба героя, установление мира в Среднем мире. Выяснена неизменность сюжетно-композиционной организации рассматриваемых олонхо, которым свойственны сюжетообразующие мотивы. Обнаружены как составляющая часть сюжета олонхо следующие мотивы: основные, подчиненные, специфичные, эпизодические, архаические, а также трансформирующиеся в своем развитии.
Ключевые слова: олонхо, главный герой, персонажи, мотив, устойчивость, архаизация, традиция, трансформация
1. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1999. 334 с.
2. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Художественная литература, 1940. 648 с.
3. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002. 438 с.
4. Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е изд. М.: Наука, 1969. 168 с.
5. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. 457 с.
6. Мелетинский Е.М. Семантическая организация мифологического повествования и проблема создания семиотического указателя мотивов и сюжетов // Текст и культура: труды по знаковым системам. Тарту: ТГУ, 1983. Вып. 16. С. 115–125.
7. Неклюдов С.Ю. О некоторых аспектах исследования фольклорных мотивов // Фольклор и этнография: у этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов: сб. науч. тр. Л.: Наука, 1984. С. 221–229.
8. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос: избранные труды. Л.: Наука, 1974. 727 с.
9. Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. М.: Наука, 1990. 208 с.
10. Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. М.: Наука, 1983. 247 с.
11. Макаров С.С. Одинокий герой в устной и письменной традиции олонхо: модификация эпического персонажа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 1 (43). Ч. 1. C. 111–113.
12. Емельянов Н.В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 2000. 192 с.
13. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М.: Наука, 1980. 376 с.
14. Илларионова Т.В. Текстология олонхо «Могучий Эр Соготох»: сравнительный анализ разновременных записей. Новосибирск: Наука, 2008. 96 с.
15. Нюргун Боотур Стремительный: якутский героический эпос олонхо / воссоздал на основе народных сказаний П. Ойунский; пер. В. Державина. 2-е изд. Якутск, 1982. 431 с.
16. Строптивый Кулун Куллустуур: якутское олонхо. М.: Наука, 1985. 605 с.
17. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература, 1976. 407 с.
18. Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени: историческое исследование поэтики. М.: Наука, 1989. 254 с.
19. Аникин В.П. Теория фольклора: курс лекций. М.: КДУ, 2007. 432 с.
20. Оросина Н.А. Таттинская локальная традиция якутского эпоса олонхо: формы бытования, основные образы и мотивы: автореф. дис. … канд. филол. наук. Якутск, 2015. 25 с.
21. Кузьмина А.А. Вклад Н.В. Емельянова в исследование мотивов якутского героического эпоса // Вестник СВФУ им. М.К. Аммосова. Серия: Эпосоведение. 2021. № 3 (23). С. 67–75.
22. Данилова А.Н. Образ женщины-богатырки в якутском олонхо: автореф. дис. … канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2008. 21 с.
23. Корякина А.Ф. Устойчивые мотивы олонхо: трансформация во времени // Вестник СВФУ им. М.К. Аммосова. Серия: Эпосоведение. 2018. № 3 (11). С. 138–145.
24. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. 404 с.
25. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: ранние формы и архаические памятники. М.: Восточная литература, 1963. 464 с.
26. Саввинова Г.Е. Историко-этнографические аспекты эпического сказительства Вилюйского улуса Якутии // Вестник Томского государственного университета. История. 2020. № 65. С. 171–177.
27. Ойуунускай П.А. Айымньылар: сэттэ томнаах // Ахтыылар, этиилэр, ыстатыйалар, кэпсээннэр. Якутскай: Саха сиринээҕи кинигэ изд-вота, 1962. 220 с. На якут. яз.
28. Пухов И.В., Эргис Г.У. Якутское олонхо. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985. 605 с.
29. Кузьмина А.А. Трансформация якутского героического эпоса (на материале олонхо Б.А. Алексеева «Эрбэхтэй Мэргэн») // Научный диалог. 2019. № 2. С. 81–91.