Корзина пуста.
Войти

Marquez's novel “One Hundred Years of Solitude”: The experience of discursive analysis

Кучукова З.А., Берберова Л.Б., Хадзиева А.А.
80,00 ₽

УДК 81`42+821.134(862)

DOI 10.20339/PhS.6s-23.095

 

Кучукова Зухра Ахметовна,

доктор филологических наук,

профессор кафедры русской и зарубежной литературы

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

e-mail: kuchuk60@list.ru

Берберова Лиана Бурхановна,

кандидат педагогических наук,

доцент департамента английского языка и

профессиональной коммуникации

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

e-mail: berberova.liana@yandex.ru

Хадзиева Айна Ахметовна,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры русской и зарубежной литературы

Ингушский государственный университет

e-mail: kuchuk60@list.ru

 

 

 

Объектом исследования избран роман колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества», считающийся одним из самых сложных произведений в мировой литературе из-за множества повторяющихся антропонимов и причудливых экспрессивных средств, обусловленных поэтикой магического реализма. Проведен рационализированный литературоведческий анализ, направленный на идентификацию и объяснение философского, антропоцентрического посыла текста, «очищенного» от мифопоэтических наслоений. Выделены основные дискурсивные, проблемно-тематические линии, которые предопределяют системный кризис общества и «конец света». Это «забвение родных языков», «военные конфликты», «десакрализация Бога», «профанация традиционных ценностей», «экологические коллизии», «доминанта ургии над гонией», «инцест». Проинтерпретированы образ «ливень» и антропоним «Буэндиа», символизирующие вероятность «точки возврата» и исторический оптимизм автора. Сделан вывод о высоком воспитательном потенциале «романа-предупреждения».

Ключевые слова: роман, дискурсивный анализ, тематические линии, алармизм, война, экология, лингвицид, духовная деградация, символика финала.

 

Литература

1. Школа критики: сб. ст. о прозе и поэзии. Тула: Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», 2022. 200 с.

2. Гирин Ю.Н. «Дом» Гарсиа Маркеса // Вестник РГНФ. 2002. № 4. С. 110–122.

3. Гугнин А.А. Магический реализм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2003. С. 489–492.

4. Дейнеко И.А. Поэтика магического реализма в романе Габриэля Маркеса «Сто лет одиночества» // Литература ХХ века: итоги и перспективы изучения: материалы Четвертых Андреевских чтений: сб. науч. ст. М.: Экон-Информ, 2006. С. 148–152.

5. Земсков В.Б. Габриэль Гарсиа Маркес: очерк творчества. М.: Художественная литература, 1986. 224 с.

6. Кофман А.Ф. Проблема «магического реализма» в латиноамериканском романе // Современный роман: опыт исследования. М.: Наука, 1990. С. 183–200.

7. Кутейщикова В.Н., Осповат Л.С. Новый латиноамериканский роман, 50–70-е годы: литературно-критические статьи. М.: Советский писатель, 1983. 424 с.

8. Тертерян И.А. Человек мифотворящий: о литературе Испании, Португалии и Латинской Америки. М.: Советский писатель, 1988. 560 с.

9. Нобелевская премия по литературе: лауреаты 1901–2001 гг. / автор-сост. Е.Б. Белодубровский. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003. 436 с.

10. Каирбеков Б.Г. Кочующие в мирах. М.: РУДН, 2023. 244 с.

11. Жукова И.Н. Словарь терминов межкультурной коммуникации / под ред. М.Г. Лебедько, З.Г. Прошиной. М.: Флинта: Наука, 2013. 632 с.

12. Илюкович А.М. Согласно завещанию: заметки о лауреатах Нобелевской премии по литературе. М.: Книжная палата, 1992. 560 с.

13. Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества. М.: АСТ, 2020. 544 с.

14. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. М.: Эксмо, 2003. 544 с.

15. Бахтикиреева У.М. Изучение и описание национальных образов коренных народов РФ посредством носителей языка, фольклора и литературы — осознанная необходимость // Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Абакан, 1–2 октября 2020 г.) / отв. ред. Т.Г. Боргоякова. Абакан, 2020. С. 14–22.

16. Тресиддер Дж. Словарь символов. М.: Фаир-Пресс, 1999. 448 с.

17. Лонгфелло Г.У. Песнь о Гайавате. Поэмы. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1987. 414 с.

18. Шелешнева-Солодовникова Н.А. Концепция «круговой формы» Фернандо Ботеро — утверждение латиноамериканской ментальности // Iberica Americans. Тип творческой личности в латиноамериканской культуре. М.: Наследие, 1997. С. 204–215.

19. Гачев Г.Д. Русский Эрос. М.: Интерпринт, 1994. 279 с.

20. Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза второй половины ХХ века: учеб. пособ. М.: Флинта: Наука, 2009. 288 с.

21. Жюльен Н. Словарь символов: иллюминованный справочник. Челябинск: УРАЛ LTD, 1999. 500 с.

22. Новикова М.Л., Новиков Ф.Н. Name-dropping в пространстве языка и культуры: новые возможности и грани интерпретации. DOI 10.20339/PhS.6-20.194 // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2020. № 6. Ч. 2. С. 194–204.