УДК 82.161.1-3
Радомская Татьяна Игоревна,
доктор филологических наук,
профессор Института славянской культуры
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
ORCID ID: 0000-0001-9442-7643
e-mail: radomtatig@gmail.com
Федоров Максим Львович,
кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник
Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН
e-mail: maksimfyodorov@yandex.ru
В работе показано, как особенности развития христианской темы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» были предопределены не только авторской индивидуальностью, но и философско-богословскими исканиями первой трети XX в.: системой взглядов С.Н. Булгакова, последователя философского учения всеединства В.С. Соловьева, феноменологической школой Э. Гуссерля в передаче Г. Шпета, а также отечественной феноменологической традицией, проанализированной С.Л. Франком. Цель настоящей статьи — найти интертекстуальные связи между философией всеединства С.Н. Булгакова («Философия хозяйства») и «Доктором Живаго» Б.Л. Пастернака, определить своеобразие развития христианской феноменологии в романе и, соответственно, своеобразие его художественного образа, пытающегося запечатлеть Божественное в земном. Единство человека с миром и Творцом — эта тема определяет круг мыслей автора и его главного героя и корреспондирует с одним из основных положений «Философии хозяйства» С.Н. Булгакова о тождестве субъекта и объекта, что обусловливает наличие интертекстуальных связей между «Философией хозяйства» и текстом романа. С философией всеединства тесно связана и особая христианская феноменология, создающая определенный образ мира. Так, земная жизнь предстает одухотворенной Божественным присутствием и в определенном смысле становится феноменом ноуменальный сущности. Показано, что постижение Пастернаком духовной реальности имеет и свои отличительные особенности. Так, если для отечественной феноменологической традиции, по С.Л. Франку, характерно сочетание «имманентного присутствия Божественного начала <…> с острым чувством трансцендентности», то в образе Пастернака, стремящегося запечатлеть Божественное в материальном, присутствует такое душевно-чувственное постижение духовной реальности, при котором идеальная область значений становится имманентной земным измерениям, феноменологический образ порой перестает обозначать ноуменальную сущность. Такое развитие христианской темы в романе, в частности, связано с чувством равенства между человеком и Богом, но не иерархией мира, что созвучно общему типу мировосприятия начала XX в.
Ключевые слова: феномен, ноумен, троп, всеединство, феноменологический образ, поэтика.
Литература
1. Флейшман Л.С. От Пушкина к Пастернаку: избранные работы по поэтике и истории русской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 784 с.
2. Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго». М.: Новое литературное обозрение, 1996. 208 с.
3. Померанц Г.С. Центростремительное и центробежное // Страстная односторонность и бесстрастие духа / Г.С. Померанц. М.; СПб.: Университетская книга, 2014. С. 198–209.
4. Фатеева Н.А. Поэт и проза: книга о Пастернаке. М.: Новое литературное обозрение, 2003. 400 с.
5. Бертнес Ю. Христианская тема в романе Пастернака «Доктор Живаго» // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков: цитата, реминисценции, мотив, сюжет, жанр: cб. науч. тр. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводcкого ун-та, 1994. С. 361–377.
6. Седакова О.А. Символ и сила. Гетевская мысль в «Докторе Живаго» // Cочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. С. 546–656.
7. Смирнов Н.А. Воплощение: набросок сотериологической онтологии: на основе романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: автореф. дис. … канд. филос. наук. Казань, 2018. 23 c.
8. Маслова А.Г. Феноменология Пастернака в книге стихов «Сестра моя — жизнь» // Провинциальные страницы жизни: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 125-летию со дня рождения Б. Пастернака. Казань: Познание, 2015. С. 181–184.
9. Зайцева А.Р. Стихийная феноменология Б. Пастернака // Культурные коды русской литературы: материалы Всерос. (с междунар. участием) очно-заочной науч.-практ. конф., посвященной 60-летию филологического факультета Башкирского гос. ун-та. Уфа: Изд-во Башкирского гос. ун-та, 2017. С. 47–55.
10. Франк С.Л. Этюды о Пушкине. М.: Согласие, 1999. 176 с.
11. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. М.: Эксмо, 2008. 624 с.
12. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Юрайт, 2016. 343 с.
13. Пастернак Б.Л. Мой взгляд на искусство. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1990. 282 с.
14. Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1976. 608 с.
15. Якобсон Р.О. Заметки о прозе поэта Пастернака // Работы по поэтике / Р.О. Якобсон. М.: Прогресс, 1987. С. 324–339.
16. Радомская Т.И. Образ света: поэтика древнерусской книжности в художественных текстах русской литературы постреволюционных десятилетий (М. Цветаева, О. Мандельштам, А. Ахматова, Б. Пастернак) // Вестник славянских культур. 2021. Т. 62. С. 174–181.
17. Жуковский В.А. Собрание сочинений: в 4 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. Т. 1. 750 с.
18. Трифон (Туркестанов Б.П., митр.). Слава Богу за все! // Молитвы матерей о детях. М.: АСТ, 2013. С. 148–158.
19. Седакова О.А. Неудавшаяся епифания: два христианских романа «Идиот» и «Доктор Живаго // Cочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. С. 376–394.
20. Радомская Т.И. Проза Бориса Пастернака // Русская литература 1920–1930-х годов. Портреты прозаиков: в 3 т. Т. 2. М.: ИМЛИ РАН, 2016. С. 906–942.