УДК 821.161.1-3
Завгородняя Наталья Ивановна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры литературы
Алтайский государственный педагогический университет
e-mail: svoboda_8@mail.ru
Куляпин Александр Иванович,
доктор филологических наук,
профессор кафедры литературы
Алтайский государственный педагогический университет
e-mail: iskander58@mail.ru
В юности Шукшин «полушутя старался походить на “великих”. На Джека Лондона, на Ленина, даже и на Сталина». После ХХ съезда КПСС Шукшин радикально пересмотрел жизнетворческие ориентиры. В годы учебы во ВГИКе его кумиром был Степан Разин. Слишком резкая смена модели бытового поведения свидетельствует не столько об интенсивности исканий молодого Шукшина, сколько о наличии серьезного внутреннего конфликта. Писателю удалось разрешить психологические проблемы относительно успешно, но герои его произведений нередко приходят к полному отказу от истинного «я» во имя «я» ложного. Например, герой рассказа «Миль пардон, мадам!», с одной стороны, конструирует свое фантастическое ложное «я», с другой — полон презрения к «я» подлинному. Характерно, что настоящая жизнь начинается для Броньки только в тот момент, когда он целиком отказывается от своего истинного «я». Трагический аспект темы двойничества выходит на поверхность в рассказе «Сураз». Сосуществование в Спирьке «ангела» и «змея полосатого» превращает его персону в янусообразную. Герой не занимается конструированием своего идеального «я», романтический двойник (Байрон) навязан ему извне. В этом варианте исход борьбы со своей «тенью» самый драматичный: все заканчивается самоубийством, которое удивительным образом напоминает убийство.
Ключевые слова: В.М. Шукшин, двойничество, симулякр, конфликт, архетип, миф, жизнетворчество.
Литература
1. Устав Союза советских писателей СССР // Первый Всесоюзный съезд советских писателей, 1934: стенографический отчет. М.: ГИХЛ, 1934. С. 716–718.
2. Маяковский В.В. Хорошо! : октябрьская поэма // Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 8. М.: ГИХЛ,1958. С. 233–328.
3. Артек: [альбом] / авт.-сост. А.Ф. Степная. М.: Медгиз, 1940. 214 с.
4. Кренкель Э.Т. Четыре товарища: дневник. Изд. 2-е. М.; Л.: Изд-во Главсевморпути, 1940. 232 с.
5. Гаврилова Е. Первая жена Василия Макарыча // Труд-7. 2004. Январь (№ 2). С. 12.
6. Зиновьева Н. Наш дом у горы Пикет // Надеюсь и верую: рассказы. Киноповесть «Калина красная». Письма. Воспоминания / В.М. Шукшин. М.: Воскресенье, 1999. С. 420–454.
7. Чижевский Д.И. К проблеме двойника: (из книги о формализме в этике) // Вокруг Достоевского: сб. ст.: в 2 т. Т. 1. М.: Русский путь, 2007. С. 54–73.
8. Воспоминания о Шукшине. М.: Фонд «Формула успеха» им. В.М. Шукшина, 2017. 304 с.
9. Шукшин В.М. Собрание сочинений: в 9 т. Барнаул: Изд. дом «Барнаул», 2014.
10. Хорни К. Невроз и личностный рост: борьба за самореализацию. СПб.: Питер, 2019. 400 с.
11. Бурков Г. Живой Шукшин // Шукшинские чтения: статьи, воспоминания, публикации. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1984. С. 104–113.
12. Иванов В.В. Близнечные мифы // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. Т. 1. М.: Сов. энциклопедия, 1991. С. 174–176.
13. Ковтун Н.В. Изба — квартира – перекресток: к вопросу о самоопределении героев в поздних текстах В. Шукшина // Topos domu. Došwiadczanie zamieszkiwania i bezdomnošci. Białystok: Uniwersytetu w Białymstoku, 2016. С. 161–177.
14. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М.: РГГУ, 2000. 169 с.
15. Гёте И.В. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 2: Фауст: трагедия / пер. с нем. Б. Пастернака. М.: Художественная литература, 1976. 510 с.
16. Высоцкий В.С. «Меня опять ударило в озноб…» // Собрание сочинений: в 4 кн. Кн. 4: Я никогда не верил в миражи. М.: Надежда-1, 1997. С. 194.
17. Достоевский Ф.М. Двойник: петербургская поэма // Собрание сочинений: в 15 т. Т. 1. Л.: Наука, 1988. С. 147–294.
18. Зоркая Н. Актер // О Шукшине: экран и жизнь. М.: Искусство, 1979. С. 141–167.
19. Панфилов Г. Три встречи // О Шукшине: экран и жизнь. М.: Искусство, 1979. С. 255–261.