УДК 821.161.1.091-3
https://doi.org/10.20339/PhS.6-22.100
Коптелова Наталия Геннадьевна,
доктор филологических наук,
профессор кафедры отечественной филологии
Костромской государственный университет
e-mail: nkoptelova@yandex.ru
e-mail: nkoptelova@yandex.ru
На материале эмигрантской лирики Г.В. Иванова рассмотрены некоторые содержательно-формальные особенности его поэтической рефлексии, направленной на постижение биографии и творчества Лермонтова. Охарактеризованы ее эволюция, функции и способы художественного воплощения. Показано, что эта творческая рефлексия формирует лермонтовский код ивановской поэтики, участвующий в процессе культурной самоидентификации Иванова и обеспечивающий в его дневниковой лирике создание особого «ансамблевого единства». Интерпретацию образов и мотивов, воспринятых от Лермонтова, в зарубежной поэзии Иванова неизменно сопровождает лейтмотив сорванной и увядающей розы, играющий роль своеобразного смыслового аккомпанемента. Архетип розы трактуется Ивановым в ключе дантовской традиции — как признак причастности к миру творческого избранничества и красоты. В то же время образ вянущей розы в «лермонтовских» стихах Иванова, как и в пространстве всей его эмигрантской поэзии, символизирует красоту, надломленную стихией зла. Чаще всего поэтическая рефлексия Иванова выливается в лирический диалог с Лермонтовым, выраженный в интертекстуальной игре. Специфика художественной рефлексии Иванова во многом определяется его экфрастическим мировидением. Феномен Лермонтова раскрывается для Иванова сквозь призму творческой индивидуальности его любимых живописцев Ватто и Врубеля, воспринимаемых в качестве духовных и творческих двойников великого русского поэта ХIХ в. Эволюция поэтической рефлексии Иванова, ориентированной на осмысление биографии и творчества Лермонтова, в целом подчиняется экзистенциальной интенции и связана с тенденцией иронично-пародийного освоения лермонтовской традиции.
Ключевые слова: Г.В. Иванов, М.Ю. Лермонтов, А. Ватто, М.А. Врубель, поэтическая рефлексия, эмигрантская лирика, мотив розы, интертекстульность, экфрастическое мировидение, ирония.
Литература
1. Тюпа В.И., Бак Д.П. Эволюция художественной рефлексии как проблема исторической поэтики // Литературное произведение и литературный процесс в аспекте исторической поэтики: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. В.И. Тюпа. Кемерово: Изд-во КГУ, 1988. С. 4–15.
2. Бак Д.П. История и теория литературного самосознания: творческая рефлексия в литературном произведении: учеб. пособие. Кемерово: Изд-во КемГУ, 1992. 82 с.
3. Ибатуллина Г.М. Исповедальность и рефлексия в структуре литературного текста: парадигма взаимоотношений и пути ее изучения // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2020/02/26397 (10.02.2022).
4. Хатямова М.А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой четверти ХХ века. М.: Языки славянской культуры, 2008. 328 c.
5. Ибатуллина Г.М. Сквозь призму образа: художественная рефлексия в поэтике русской литературы ХIХ–ХХ вв.: монография. Уфа: Гилем, 2013. 320 с.
6. Коптелова Н.Г. «Снегурочка» А.Н. Островского в художественной рефлексии А. Блока // Шахматовский вестник / отв. ред. И.С. Приходько. М.: Наука, 2008. Вып. 9. С. 166–172.
7. Хадынская А.А. Формы авторской рефлексии в лирике Г. Адамовича // Культура и текст. 2021. № 1 (44). С. 31–42.
8. Арьев А.Ю. Примечания // Стихотворения / Георгий Иванов. М.; СПб.: Нестор-История, 2021. С. 485–732.
9. Тарасова И.А. Жанр дневника в поэзии Георгия Иванова // Жанры речи. 2009. № 6. С. 364–375.
10. Дякина А.А. Личность и творчество М.Ю. Лермонтова в оценке русской эмиграции // FILOLOGOS. 2008. № 1–2 (4). С. 123–137.
11. Соловьев В.С. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М.: Книга, 1990. 574 с.
12. Тюпа В.И. Художественный дискурс: (введение в теорию литературы). Тверь: Тверской государственный университет, 2002. 80 с.
13. Иванов Г. Стихотворения. М.; СПб.: Нестор-История, 2021. 784 с.
14. Арьев А.Ю. «Пока догорала свеча»: (о лирике Георгия Иванова) // Стихотворения / Георгий Иванов. М.; СПб.: Нестор-История, 2021. С. 5–110.
15. Зверева Т.В. «Сияние Ватто» в поэзии Георгия Иванова // «Где продлеваются летящие мгновения»: живописные аспекты русской литературы: монография / Т.В. Зверева. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2017. С. 97–115.
16. Бенуа А.Н. Антуан Ватто // Художественные сокровища России. 1901. Т. 1. С. 86.
17. Романова А.Г. Отзвуки мелодий Антуана Ватто в лирике Георгия Иванова // Россия — Франция. Alliance культур: материалы XXII Царскосельской научной конференции: в 2 ч. СПб.: Серебряный век, 2016. Ч. 2. С. 129–138.
18. Марков А.В. «Капризница» Антуана Ватто: среда самоопределения современной русской поэзии // Практики и интерпретации. 2019. № 4 (2). С. 67–77.
19. Философов Д.В. Театральные заметки. Чайка // Мир искусства. 1902. Т. 8. № 11. С. 46–51.
20. Топоров В.Н. Роза // Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. Т. 2: К — Я. М.: Советская энциклопедия, 1982. С. 386–387.
21. Коптелова Н.Г. Проблема рецепции русской литературы ХIХ века в критике Д.С. Мережковского (1880–1917 гг.). Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. 343 с.
22. Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений Дмитрия Сергеевича Мережковского. Т. 16: В тихом омуте. М.: Товарищество И.Д. Сытина, 1914. 207 с.
23. Данилович Т.В. Поэзия русского зарубежья: творчество Г. Иванова в аспекте интертекстуального анализа // Наука о литературе в ХХ веке: (история, методология, литературный процесс): сб. ст. М.: ИНИОН РАН, 2001. С. 201–217.
24. Федякин С.Р. Мифотворчество Георгия Иванова // Литературоведческий журнал. 2021. № 2 (52). С. 86–122.
25. Арьев А. Свое в чужом // Звезда. 2019. № 11. С. 245–261.
26. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1: Стихотворения. 1828–1841 / отв. ред. В.А. Мануйлов; подгот. текста, коммент. Т.П. Головановой и др. Л.: Наука. Ленингр. отд‑ние, 1979. 655 c.
27. Хадынская А.А. Поэтика телесности в лирике Георгия Иванова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 2. С. 80–87.
28. Берков В.П., Мокиенко В.М., Шулежкова С.Г. Большой словарь крылатых слов русского языка: около 4000 единиц. М.: Русские словари: Астрель: Аст, 2005. 623 с.