https://doi.org/10.20339/PhS.2-20.110
Тхагазитов Юрий Мухамедович,
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
Института гуманитарных исследований,
Кабардино-Балкарский научный центр
Российской академии наук
Казиева Альмира Магомедовна,
доктор филологических наук, профессор кафедры словесности
и педагогических технологий филологического образования,
Пятигорский государственный университет
e-mail: kazieva@pgu.ru
Узденова Фатима Таулановна,
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник
Института гуманитарных исследований,
Кабардино-Балкарский научный центр
Российской академии наук
e-mail: uzdenova_kbigi@mail.ru
В работе отмечено, что практика развития национальной литературы обнажила разные стороны проблем, связанных со спецификой художественного мышления. Наряду с вопросами, касающимися характера и направления развития жанров, формо- и сюжетообразующих формант, поэтико-стилевых особенностей, особо остро стоит проблема творческой индивидуальности, способной отобразить мир в диалектическом триединстве, не отрывая от него личность творца (субъективный фактор, благодаря которому возможно эстетическое освоение действительности). Решение проблемы напрямую связано с определением роли художника в эволюционном процессе. В первой половине XX столетия в северокавказской литературе наблюдались процессы, повлекшие за собой трансформацию художественно-эстетического сознания. Творчество таких выдающихся поэтов, как Али Шогенцуков, А. Будаев, А. Уртенов, А. Баширов, Т. Бейбулатов и др., во многом опередило понимание современниками хода развития национальной истории и культуры. На рубеже XIX и XX вв. вызревают форма и содержание большинства северокавказских литератур, «опирающихся» главным образом на фольклорно-религиозное сознание народа, традиции Востока и русской советской классики, что определило линию эволюции творческой индивидуальности.
Ключевые слова: творческая индивидуальность, северокавказская литература, жанр, литературный процесс, поэзия, эволюция.
Литература
1. Арутюнов Л.Н. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. М., 1972. 26 с.
2. Узденова Ф.Т. Творческая индивидуальность и национально-художественное своеобразие современной балкарской литературы // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2008. № 4. С. 208–211.
3. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп: Меоты, 1994. 253 с.
4. Тхагазитов Ю.М., Ципинов И.А. К вопросу художественного конфликта в национальной литературе // Известия КБНЦ РАН. 2015. № 3 (65). С. 288–293.
5. Теунов X.И. Али Шогенцуков. Путь поэта. Нальчик, 1950. 189 с.
6. Ортабаева Р.А.-К. Азрет Уртенов. Жизнь и творчество. Черкесск: Ставропольское книж. изд-во, 1971. 152 с.