https://doi.org/10.20339/PhS.3-19.077
Кибальник Сергей Акимович,
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН,
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
e-mail: kibalnik007@mail.ru, s.kibalnik@spbu.ru
Душевная травма, которую Ф.М. Достоевский пережил в результате разрыва с кружком В.Г. Белинского в 1846 г. (и в том числе с И.С. Тургеневым), породила в его творчестве 1860–1870-х гг. то явные, то скрытые образы самого Тургенева. Хорошо известен его сатирический образ в романе «Бесы» (1871–1872), созданный в период нового обострения личных отношений и общественных разногласий между двумя писателями. Между тем остаются почти незамеченными случаи скрытого изображения Тургенева в произведениях Достоевского 1860-х гг. Впрочем, детально уже обосновывалась гипотеза о том, что безумная страсть «генерала» к M-lle Blanche в романе «Игрок» (1866) представляет собой, помимо прочего, криптопародию на Тургенева и Полину Виардо. Звучало и предположение о том, что некоторые черты Тургенева просматриваются в образе Зверкова из произведения «Записки из подполья». В работе предпринят тщательный анализ III и IV глав второй части повести Достоевского в сопоставлении с образом Тургенева: каким он складывается на основе эпистолярных отзывов о нем Достоевского, писательских мемуаров и его изображения в «Бесах». Из проведенного анализа следует, что, изображая отчуждение героя «Записок из подполья» от его «школьных товарищей», Достоевский пытался осмыслить причины своего давнего разрыва с Тургеневым. Обращение писателя к криптографической поэтике объясняется тем, что его личные отношения с Тургеневым в то время были сравнительно хорошими. Показано, что аналогичный эпизодический герой есть в романе Достоевского «Идиот», который, однако, представлен в более выгодном свете. Возможно, таким образом сказались в романе те случаи, когда Тургенев в 1860-е гг. шел навстречу Достоевскому, несмотря на разделявшие их противоречия.
Ключевые слова: образ, криптографический, поэтика, произведение, литература, памфлет, кружок, интертекстуальный, роман, повесть.
Литература
1. Кибальник С.А. Проблемы интертекстуальной поэтики Достоевского. СПб.: Петрополтс, 2013.
2. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.
3. Трофимова Т.Б. «Записки охотника» и «Записки из подполья» // Спасский вестник. Вып. 20. Спасское, 2012. С. 40–46.
4. Клеман М.К. Летопись жизни и творчества И.С. Тургенева. 1818–1883. М.; Л.: Academia, 1934.
5. Панаева А.Я. (Головачева). Воспоминания. М.: Правда, 1986.
6. Панаев И.И. Литературные воспоминания. М.: Правда, 1988.
7. Анненков П.В. Литературные воспоминания. М.: Правда, 1989.
8. Григорович Д.В. Литературные воспоминания. М.: Правда, 1987.
9. Летопись жизни и творчества Ф.М. Достоевского: в 3 т. СПб.: Наука, 1993. Т. 1.
10. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. и писем: в 35 т. Т. 5. СПб.: Наука, 2016.
11. Яновский С.Д. Воспоминание о Достоевском // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: в 2 т. М.: Художественная литература, 1990. Т. 1. С. 230–251.
12. Боборыкин П.Д. Из воспоминаний // И.С. Тургенев в воспоминаниях современников: в 2 т. М.: Правда, 1969. Т. 2.
13. Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. М.: Правда, 1989.
14. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени // Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: в 4 т. Л.: Наука, 1981. Т. 4. С. 183–314.
15. Достоевский: Эстетика и поэтика: словарь-справочник / Ред. Г.К. Щенникова. Челябинск: Металл, 1997.
16. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: в 16 т. М.; Л.: АН СССР, 1948. Т. 8. Кн. 1.
17. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Изд. 2-е. М.: Наука, 1979. Т. 3.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-012-90002.