Урюпин Игорь Сергеевич,
доктор филологических наук,
доцент кафедры русской литературы
ХХ века и зарубежной литературы
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
E-mail: isuryupin78@mail.ru
В статье в широком историко-литературном контексте рассматривается архетипическое пространство пьесы М.А. Булгакова «Бег», вбирающее в себя онтологические и культурные «знаки» и «символы» Востока и Запада, преломляющиеся через призму русского национального мировидения. Синтезом Востока и Запада в пьесе оказывается Крым, где начался первый акт истории государства Российского (крещение князя Владимира) и где разворачивается ее заключительный акт — бег-исход «Белой гвардии» в изгнание. Судьбы русских изгнанников, их мытарства на Востоке и Западе представлены в пьесе в образе «тараканьих бегов», восходящем к русскому фольклору и ставшем символом бессмысленного и вместе с тем драматического бытия русской интеллигенции вдали от родины.
Ключевые слова: М.А. Булгаков, «Бег», архетипическое пространство, крымский текст, синтез Востока и Запада.
Литература
1. Гринцер П.А. Восток—Запад // Теоретико-литературные итоги ХХ века. — М.: Наука, 2003. — Т. 2. Художественный текст и контекст культуры. — С. 397—402.
2. Бердяев Н.А. Судьба России: Сочинения. — М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998.
3. Блок А.А. Собр. соч.: В 6 т. — М.: Правда, 1971.
4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. — М.: Эксмо, 2008.
5. Волошин М.А. Любовь — вся жизнь: Стихотворения. Переводы. Статьи. Воспоминания о Максимилиане Волошине. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2008.
6. Люсый А.П. Крымский текст в русской литературе. — СПб.: Алетейя, 2003.
7. Белозерская-Булгакова Л.Е. Воспоминания. — М.: Худож. лит., 1989.
8. Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т. — М.: Худож. лит., 1989—1990.
9. Булгаков М. Дневник. Письма. 1914—1940. — М.: Совр. писатель, 1997.
10. Булгаков С.Н. Автобиографические заметки. Дневники. Статьи. — Орел: Изд-во ОГТВК, 1998.
11. Соколов Б.В. Сергей Булгаков и Михаил Булгаков // Два Булгакова. Разные судьбы: В 2-х кн. — Кн. 1. Сергей Николаевич. — М.; Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2002. — С. 247—253.
12. Панченко А.М. Русская история и культура: Работы разных лет. — СПб.: Юна, 1999.
13. Малышкин А.Г. Избр. произведения: В 2-х т. — М.: Худож. лит., 1978.
14. Новиков В.В. Михаил Булгаков — художник. — М.: Московский рабочий, 1996.
15. Немцев. В.И. Произведения Михаила Булгакова в аспекте литературных связей. — Самара: Изд-во СамГПУ, 2002.
16. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. — М.: Прогресс, 1986—1987.
17. Толстой А.Н. Собр. соч.: В 10 т. — М.: Худож. лит., 1982—1986.
18. Морозов И.А. Из рязанского этнодиалектного словаря: «Похороны таракана» // Живая старина. — 1996. — № 4. — С. 4—6.
19. Канунникова И. Мотив картежной игры в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» и пьесе М.А. Булгакова «Бег» // «… Главный светоч нашей литературы» / Сб. под ред. Н.П. Пищулина. — М., 1999. — С. 99—108.
20. Смелянский А.М. Михаил Булгаков в Художественном театре. — М.: Искусство, 1989.