Чернявская Валерия Евгеньевна,
доктор филологических наук, профессор,
заведующая научно-исследовательской лабораторией
лингвистических технологий Института прикладной лингвистики
НИУ Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
E-mail: tcherniavskaia@rambler.ru
Статья рассматривает новую тенденцию в лингвистических исследованиях, а именно формирование новой медиальной парадигмы. Это связано с изучением процессов коммуникации в их семиотической комплексности. Раскрывается понятие медиальности как способа материальной выраженности информации. Медиальность анализируется как оформленность смысла, привязанность смысловыражения к определенному формату, способу выражения. Доказывается, что медиальность — характеристика всех форм материального проявления знаков. Рассматриваются коммуникативные ситуации, в которых когнитивные процессы воспринимающего адресата запускаются в действие не только языковым, но и неязыковым кодом.
Ключевые слова: медиальность, медиальный формат, мультимедиальность, вербальное, невербальное, семиотическая комплексность, когнитивная лингвистика, интердискурсивность.
Литература
1. Архипов И.К. Полифония мира, текст и одиночество познающего сознания // Studia Linguistica. Вып. XIII. — СПб., 2004.
2. Кожина М.Н. Предмет риторики в парадигме речеведческих дисциплин (взгляд со стороны стилистики) // Стереотипность и творчество в тексте. — Пермь, 2000. — С. 3—32.
3. Чернявская В.Е. Когнитивная лингвистика и текст: необходимо ли нам новое определение текстуальности // Вопросы когнитивной лингвистики. — М.; Тамбов, 2006.
4. Чернявская В.Е. Текст в медиальном пространстве. — М.: УРСС Либроком, 2013.
5. Adamzik K. Textlinguistik. — Niemeyer, 2004.
6. Ehlich K. Medium Sprache // Strohner H., Sichelschmidt L., Hielscher M (Hrsg.). Medium Sprache. — F/M, Lang, 1998.
7. Jäger L., Linz E. (Hg.) Medialität und Mentalität. Theoretische und empirische Studien zum Verhältnis von Sprache, Subjektivität und Kognition. München, 2004.
8. Finnegan R. Literacy versus Non-Literacy. The Gread Divide // Finnegan R., Horton R. (ed.) Modes of Thought. — London, 1973.
9. Goody J. Tht Power of Written Tradition. — Washington, London, 2000.
10. Koch P., Krämer S. (Hg.) Schrift, Medien, Kognition. Über die Exteriorität des Geistes. — Tübingen, 1997.
11. Kress G., van Leenwen T. Multimodal Discourse. The modes and media of contemporary communication. — London, 2001.
12. Ong W. Orality and Literacy — London, 1982.
13. Stöckl H. In between modes: language and image in printed media // E. Ventola, C. Charles, M. Kaltenbacher (Hrsg.) Perspectives of multimodality. — Amsterdam, 2004а. — Р. 9—30.
14. Wiener M. Multisensorische Textrezeption. Zum texttheoretischen Potential einer Semiolinguistik des Textes // Zeitschrift für Angewandte Linguistik, 2007, Heft 47.