Доктор Ахмар Мабуб — уроженец Пакистана, получил степень PhD в Университете штата Индиана (г. Блумингтон, США). В настоящее время является руководителем магистерской программы по прикладной лингвистике в Университете Сиднея (Австралия). Возглавлял секцию преподавателей — неносителей английского языка в международной ассоциации TESOL
E-mail: ahmar.mahboob@sydney.edu.au
В статье, представленной в двух частях, акцентируется факт превращения области преподавания английского языка в огромную маркетинговую область, следствием которой является лингвистический империализм, навязывание культурных ценностей и религиозных взглядов Запада. Вместе с тем автор отмечает определенное сопротивление, проявляющееся в нативизации вариантов английского языка. Автор также обсуждает проблему преподавателе — носителей и неносителей английского языка в рамках конкуренции на рынке образовательных услуг.
Ключевые слова: глобальный английский язык, носитель языка, преподаватель-неноситель языка, конкуренция, нативизация, аккультурация, стандартный английский язык, варианты английского языка.
Литература
1. Amin, N. Negotiating nativism: Minority immigrant women ESL teachers and the native speaker construct. Unpublished doctoral dissertation, University of Toronto, Toronto, Canada, 2000.
2. Baumgardner Robert J., Kennedy Audrey E.H., and Shamim Fauzia. The Urduization of English in Pakistan / Robert J. Baumgardner (Ed.), The English Language in Pakistan. — Karachi: Oxford University Press, 1993.
3. Dooey, P. and Oliver, R. An investigation into the predictive validity of the IELTS test // Prospect. — 2002. — 17. — P. 36—54.
4. Edge J. Imperial troopers and servants of the Lord: A vision of TESOL for the 21st century // TESOL Quarterly. — 2003. — 47 (4). — P. 701—708.
5. Gramsci, A. Selections from the prison notebooks / Translated by Q. Hoare & G.N. Smith. — New York: International Publishers, 1971.
6. Kachru, Braj B. (ed.) The other tongue: English across cultures. — Urbana, IL: University of Illinois Press 1992. [2nd edition; 1st edition 1982].
7. Karmani, Sohail. English, «Terror», and Islam // Applied Linguistics. — 2005. — 26. — P. 282—287.
8. Karmani, Sohail. TESOL in a Time of Terror: Toward an Islamic Perspective on Applied Linguistics // TESOL Quarterly. — 2005. — P. 738—748.
9. Lambert, W.W., Hodgson, R., Gardner, R.C., and Fillenbaum, S. Evaluational reactions to spoken languages // Journal of Abnormal and Social Psychology. — 1960. — 60. — P. 44—51.
10. Leung, C., Harris, R., & Rampton, B. The idealised native speaker, reified ethnicities, and classroom realities // TESOL Quarterly. — 1997. — 31. — P. 543—560.
11. Mahboob, A. English as an Islamic language // World Englishes. — 2009. — 28 (2). — P. 175—189.
12. Mahboob, A. «No English, no future!» Language policy in Pakistan // S. Obeng and B. Hartford (Eds.) Political Independence with Linguistic Servitude: The politics about languages in the developing world. — New York: NOVA Science, 2002.
13. Mahboob, A., Uhrig, K., Newman, K. and Hartford, B. Children of a lesser English: Nonnative English speakers as ESL teachers in English language programs in the United States // L. Kamhi-Stein (Ed.) Learning and Teaching from Experience: Perspectives on Nonnative English-Speaking Professionals. — Ann Arbor: Michigan University Press, 2004.
14. McNamara, T. and Shohamy, E. Language tests and human rights // International Journal of Applied Linguistics. — 2008. — 18. — P. 89—95.
15. Nayar, P.B. Whose English is it? [16 paragraphs]. TESL-EJ [On-line serial] 1994. Retrieved February 14, 2001. — [URL]: http://www-writing.berkeley.edu/TESL-EJ/ej01/f.1.html
16. Phakiti, A. Predicting NESB international postgraduate students' academic achievement: A structural equation modeling approach // International Journal of Applied Educational Studies. — 2008. — 3 (1). — P. 18—38.
17. Rafael, V. White Love and Other Events in Filipino History. — Duham: Duke University Press, 2000.
18. Rampton, M.B.H. Displacing the “native speaker”: Expertise, affiliation, and inheritance // ELT Journal. — 1990. — 44 (2). — P. 97—101.
19. Robison, R. Truth in Teaching English / M. Wong and S. Canagarajah (Eds.) Christian and Critical English Language Educators in Dialogue: Pedagogical and Ethical Dilemmas. — New York: Routledge, 2009.
20. Spring, J. Education and the rise of the global economy. — London: Lawrence Erlbaum Associates, 1998.
21. Templer, B. Ageism in TEFL: Time for concerted action // TESL Reporter. 2003. — 36 (1). — P. 1—22.