Корзина пуста.
Войти

Усадьба как «мироприемлющее начало» (В.Е. Хализев) в русской литературе XVIII–XX веков

О.А. Богданова
0,00 ₽
УДК 821.161.1+72.01
 

Богданова Ольга Алимовна,

доктор филологических наук,

ведущий научный сотрудник

Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук;

профессор кафедры философии и религиоведения

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

e-mail: olgabogda@yandex.ru

 

В статье рассматривается роль концепции В.Е. Хализева о мироприемлющем начале в русской и мировой словесности и о литературных сверхтипах, обусловленных противоположными ценностными ориентациями, в эволюции литературной усадьбы. Показывается, что именно один из выделенных Хализевым персонажных сверхтипов  житийно-идиллический — лег в основу сентиментального идеала, вершинной манифестацией которого во многом стала русская литературная усадьба XVIII–XX вв. Однако, в отличие от западноевропейских аналогов, идиллический хронотоп русской усадьбы проявил устойчивость под напором разрушительных романтических страстей и агрессивных социальных стихий. Причина этого видится в соединенности русской усадебной культуры классического периода, с одной стороны, с европейским сентиментализмом, с другой — с отечественными христианско-православными ценностями, унаследованными из усадебной топики Древней Руси. Именно указанный синтез обусловливает национальное своеобразие русской литературной усадьбы на общеевропейском фоне. Полученный вывод применяется к анализу пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», где наряду с показанным Хализевым идиллическим началом открывается житийно-православный слой, позволяющий понять пассивное поведение героев пьесы в деле «спасения» вишневого сада как проявление традиционной русской православной святости — «чистого» страдания и добровольной обреченности, проистекающих из нежелания защищаться от мирского зла неправедными средствами. Отмечается вклад Хализева в уяснение национального своеобразия русского усадебного топоса.

Ключевые слова: литературная усадьба, мироприемлющее начало, сентиментальный идеал, христианско-православные ценности, В.Е. Хализев, житийно-идиллический сверхтип, «Вишневый сад» А.П. Чехова, национальное своеобразие русской усадьбы

 

Литература

  1. Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики. М.: Гнозис, 2005. 432 с.
  2. Филатов А.В. Аксиологический подход в трудах В.Е. Хализева: ценностные ориентации в литературе и в науке о ней // Новый филологический вестник. 2018. № 2 (45). С. 14–24.
  3. Кривов А.С., Крупнов Ю.В. Дом в России: национальная идея. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 416 с.
  4. Якеменко Б. Культура Древней и Средневековой Руси. М.: Яуза, 2024. 544 с.
  5. Комарович В.Л. Культ Рода и земли в княжеской среде XI–XIII веков // ТОДРЛ ИРЛИ АН СССР. Вып. 16. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 84–104.
  6. Гёте И.В. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 6. М.: Худож. лит., 1978. 480 с.
  7. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / М.М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1975. С. 234–407.
  8. Державин Г.Р. Евгению. Жизнь Званская. URL: https://azbyka.ru/fiction/evgeniyu-zhizn-zvanskaya-derzhavin-gavriil/ (23.04.2025).
  9. Густова Л.И. «Славлю сельску жизнь на лире…»: усадьба в русской поэзии XVIII — первой трети XIX веков. СПб.: Петрополис, 2013. 216 c.
  10. Хализев В.Е. Теория литературы. 2-е изд. М.: Высш. шк., 2000. 398 с.
  11. Кусков В.В. История древнерусской литературы. 5-е изд. М.: Высш. шк., 1989. 304 с.
  12. Кугель А.Р. Грусть «Вишневого сада» // Театр и искусство. 1904. № 13 (28 марта). С. 262–265.
  13. Эфрос Н.Е. Под говор вишневого сада // Новости дня. 1904. 20 января.
  14. Батюшков Ф.Д. Предсмертный завет Антона П. Чехова // Мир Божий. 1904. № 8. С. 1–12.
  15. Булгаков С.Н. Чехов как мыслитель // А.П. Чехов: pro et contra: творчество А.П. Чехова в русской мысли конца XIX — начала XX в. (1887–1914): антология. СПб.: РХГА, 2002. С. 537–565.
  16. Чехов А.П. Вишневый сад: комедия в 4-х действиях // Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М.: Наука, 1974–1983. Т. 13. С. 195–253.
  17. Ермилов В.В. Драматургия Чехова. М.: Гослитиздат, 1954. 340 с.
  18. Паперный З.С. «Вопреки всем правилам…»: пьесы и водевили Чехова. М.: Искусство, 1982. 285 с.
  19. Катаев В.Б. Постигая «Вишневый сад» // От Крылова до Чехова: статьи о русской классической литературе: учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 159–176.
  20. Полоцкая Э.А. «Вишневый сад»: жизнь во времени. М.: Наука, 2004. 381 с.
  21. Долженков П.Н. Эволюция драматургии Чехова. М.: МАКС Пресс, 2014. 260 с.
  22. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averincev/drugoj-rim/8 (23.04.2025).
  23. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990. Т. 26. 520 с.