Доценко Вероника Валерьевна,
аспирант кафедры теории литературы
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
e-mail: veronika_dotsenko@mail.ruВ статье рассмотрены вопросы хронологических границ и классификации современной русской драмы как явления литературного процесса, установлены, описаны и проанализированы существующие подходы к их решению. Дается определение понятию «драматургия промежутка», использование которого позволяет избежать «смысловой невнятицы», характерной для научных и литературно-критических работ, посвященных новейшей отечественной драматургии, точнее охарактеризовать место творчества Н.В. Коляды и Н.Н. Садур в принятой историко-литературной схеме «новая волна» — «новая драма». Проведен критический обзор актуальных типологических концепций, которые опираются на тематический критерий (А.А. Степанова) и на различные авторские стратегии (С.Я. Гончарова-Грабовская), а также более точечных, базирующихся на жанрово-стилистическом признаке (О.В. Журчева), способах осмысления реальности (М.Н. Липовецкий), особенностях драматического конфликта (И.М. Болотян и С.П. Лавлинский) и локализации драматургов. Уточняется классификация современной русской драмы, предложенная С.Я. Гончаровой-Грабовской, за счет выделения мистико-мифологической и фарсово-мифологической субстратегий. Расширение данной концепции необходимо вследствие особого интереса драматургов к условно-метафорическому способу постижения ситуации рубежа веков.
Ключевые слова: современная русская драма, проблема периодизации, «новая волна», «драматургия промежутка», «новая драма»
Литература
- Хализев В.Е. О языке современного литературоведения // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2011. Т. 70. № 2. С. 3–12.
- Громова М.И. Русская драматургия конца XX — начала XXI вв. М.: Флинта: Наука, 2009. 362 с.
- Васильева С.С. Пути развития русской драматургии конца XX века // Вестник Волгоградского государственного университета. 2012. № 11. С. 96–101.
- Руднев П. Драма памяти: очерки истории российской драматургии, 1950–2010-е. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 489 c.
- Гончарова-Грабовская С.Я. Современная русская драматургия (конец XX — начало XXI в.). Минск: Вышэйшая школа, 2021. 271 с.
- Болотян И.М. Жанровые искания в русской драматургии конца XX — начала XXI века: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2008.
- Болгова С.М. Поэтика новейшей документальной драмы конца XX — начала XXI вв.: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. Самара, 2018.
- Журчева О.В. Формы выражения авторского сознания в русской драме XX века: автореф. дис. … д-ра филол. наук: 10.01.01. Самара, 2009.
- Наумова О.С. Формы выражения авторского сознания в драматургии конца XX — начала XXI вв. (на примере творчества Н. Коляды и Е. Гришковца): автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. Самара, 2009.
- Любимов Б.Н. Театр эпохи восьмидесятых: память и надежда. М.: АСТ, 2024. 237 с.
- Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574 с.
- Старченко Е.В. Пьесы Н.В. Коляды и Н.Н. Садур в контексте драматургии 1980–90-х годов: автореф. … канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2005. 22 с.
- Пилат В. Николай Коляда: драматургия «промежутка» или художественный взгляд в будущее? // Балтийский филологический курьер. 2000. № 1. С. 188–194.
- Синицкая А. «Экспериментальный словарь новейшей драматургии»: зрелище теории // Экспериментальный словарь новейшей драматургии / гл. ред. С. Лавлинский. Siedlce, 2019. С. 16–26.
- Липовецкий М. Театр насилия в обществе спектакля: философские фарсы Владимира и Олега Пресняковых // Новое литературное обозрение. 2005. № 73. С. 244–278.
- Болотян И.М., Лавлинский С.П. «Новая драма»: опыт типологии // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2010. № 2. С. 35–45.
- Журчева О. Природа конфликта в новейшей драме XXI века // Современная драматургия. 2010. № 4. С. 195–198.
- Сизова М. Не аристотелевская драматургия // Современная драматургия. 2020. № 1. С. 209–215.
- Степанова А.А. Драматургия второй половины 1950-х — 1990-х годов // История русского драматического театра: от его истоков до конца XX века / отв. ред. Н.С. Пивоварова. М.: ГИТИС, 2011. С. 621–647.
- Яковлев М.В. Мистическое // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. Стб. 555–559.
- Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. 504 с.
- Пресняков В., Пресняков О. Паб. М.: АСТ, 2008. 256 с.
- Лавлинский С., Павлов А. Фантастическое в драматургии // Экспериментальный словарь новейшей драматургии / гл. ред. С. Лавлинский. Siedlce, 2019. С. 365–377.
- Дубин Б.В. Кружковый стеб и массовые коммуникации: социологии культурного перехода // Очерки по социологии культуры: избранное / Б.В. Дубин. М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 725–742.
- Власова Т. В четвертом измерении // Современная драматургия. 2005. № 3. C. 196–204.