Корзина пуста.
Войти

«Будет радость» Д.С. Мережковского в свете теории драмы В.Е. Хализева

Е.А. Андрущенко
0,00 ₽
УДК 821.161.1-2
 
 

Андрущенко Елена Анатольевна,

доктор филологических наук, профессор,

главный научный сотрудник

Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук

e-mail: a.andru@mail.ru

 

В статье пьеса Д.С. Мережковского «Будет радость» (1916) впервые рассматривается в свете теории драмы видного теоретика литературы В.Е. Хализева. На основе малоизвестных и забытых материалов реконструируются история создания пьесы, обсуждения ее постановки в Московском Художественном театре в периодических изданиях той поры. Пьеса воспринималась как реплика чеховской драматургии, отражающая холодный интеллектуализм и «книжность» дарования автора, что инспирировало его полемику с В.И. Немировичем-Данченко. В статье выдвигается предположение, что неуспех постановки был связан не только с противоречием между замыслом драматурга и концепцией режиссера, но и с особенностями драматической техники, к которой прибег автор. Она не соответствовала его замыслу и не способствовала его воплощению. «Будет радость» содержала многие элементы чеховской драматургии (цветовые, звуковые эффекты, повторяющиеся реплики, многозначительные паузы, «открытый» финал и пр.), но не его открытия в области драматической техники, которая осталась для Мережковского недостижимой. Типология сюжетов и конфликтов, предложенная Хализевым, а также его мысль о связи между типом действия, выдвинутым на первый план, и характером конфликта позволяют пролить на эту проблему дополнительный свет.

Ключевые слова: Д.С. Мережковский, В.Е. Хализев, В.И. Немирович-Данченко, «Будет радость», драматическая техника, тип конфликта и сюжета

 

Литература

  1. Полонский В. Чеховский след в драматургии русских символистов (о «страсти уныния», «заложниках жизни» и «будущей радости») // Вопросы литературы. 2007. № 6. С. 147–162.
  2. Герасимов Ю.К. Союзники по «преодолению Достоевского»: М. Горький и Д. Мережковский. Статья 1: М. Горький // Достоевский: материалы и исследования. Т. 15. СПб.: Наука, 2000. С. 27–43.
  3. Герасимов Ю.К. Союзники по «преодолению Достоевского»: М. Горький и Д. Мережковский. Статья 2: Д.С. Мережковский // Достоевский: материалы и исследования. Т. 16: Юбилейный сборник. СПб.: Наука, 2001. С. 272–287.
  4. Мережковский, критика и публика // Новости сезона. 1916. № 3199 (9 (22) февраля). Без подписи.
  5.  «Будет радость» в московском художественном театре (Отзывы московских газет) // Обозрение театров. 1916. № 3018 (11 февраля). Без подписи.
  6. Глаголь С. «Будет радость» Д. Мережковского (по телефону из Москвы) // Биржевые ведомости. 1916. № 15394 (3 (16) февраля).
  7. Игнатов И. Художественный театр. «Будет радость» Д.С. Мережковского // Русские ведомости. 1916. № 27 (4 февраля). С. 5.
  8. Яблоновский С. Художественный театр. «Будет радость» Д.С. Мережковского // Русское слово. 1916. № 27 (4 (17) февраля). С. 5.
  9. Собедев Ю. «Будет радость» (премьера Художественного театра) // Театр. 1916. № 1811 (4 февраля). С. 4.
  10. Бэн. «Будет радость» // Московские ведомости. 1916. № 27 (4 февраля). С. 5 (Отдел «Театр и музыка»).
  11. Станиславский К.С. Письма. 1886–1917 // Собрание сочинений: в 8 т. Т. 7. М.: Гос. изд-во «Искусство», 1960. 811 с.
  12. Брюсов В. О радости и о драме Д.С. Мережковского (Художественный театр 3 февраля 1916 г.) // Утро России. 1916. № 35 (4 (17) февраля). С. 2.
  13. Иванов Вяч. Мимо жизни // Утро России. 1916. № 44 (13 февраля). С. 5.
  14. «Будет радость» (пьеса Д.С. Мережковского в Московском Художественном театре) // Новости сезона. 1916. № 3196 (4 (17) февраля). Без подписи.
  15. Ежов Н. «Будет радость!» (печальная пьеса г. Мережковского) // Новое время. 1916. № 14338 (7 (20) февраля). С. 6 (Отдел «Театр и музыка»).
  16. Бескин Эм. «Будет радость» (Художественный театр) // Раннее утро. 1916. № 134 (31 июня).
  17. Мережковский Д.С. Какая будет радость [1916] / публ., вступ. заметка, подг. текста и примеч. Е.А. Андрущенко // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2023. Т. 82. № 5. C. 49–58.
  18. Мережковский Д.С. Брат человеческий // Акрополь: избранные литературно-критические статьи / Д. Мережковский. М.: Книжная палата, 1991. С. 252–260.
  19. Музей МХАТ. Арх. В.И. Немировича-Данченко. № 34. 24 л.
  20. Музей МХАТ. Ф. 1. Оп. 3. № 1337. 2 л.
  21. Музей МХАТ. Арх. В.И. Немировича-Данченко. № 33. 2 л.
  22. Письма Д.С. Мережковского В.И. Немировичу-Данченко, 1909–1918 / предисл., подгот. текста и примеч. Е.А. Андрущенко // Studia Litterarum. 2025. Т. 10. № 2. С. 382–411.
  23. Гиппиус З.Н. Письмо к Б.В. Савинкову от 11 (24) марта 1911 г. // «Революционное христовство»: письма Мережковских к Борису Савинкову / вступ. ст., сост., подг. текстов и коммент. Е.И. Гончаровой. СПб.: Пушкинский Дом, 2009. С. 192.
  24. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978. 240 с.
  25. Коль-коль. «Будет радость» в Москве: (от нашего корреспондента) // Одесские новости. 1916. № 62 (18 марта). С. 5.
  26. Немирович-Данченко В.И. Избранные письма: в 2 т. Т. 2: 1910–1943 / сост. В.Я. Виленкин; коммент. Н.Р. Балатовой, С.А. Васильевой, В.Я. Виленкина, И.Н. Соловьевой, Л.М. Фрейдкиной. М.: Искусство, 1979. 742 с.