Корзина пуста.
Войти

Чеховский «Вишневый сад» в прочтении В.Е. Хализева

Ю.В. Доманский
0,00 ₽
УДК 821.161.1-2
 

Доманский Юрий Викторович,

доктор филологических наук, профессор,

профессор кафедры теоретической и исторической поэтики

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ);

профессор кафедры русской и зарубежной литературы

Самаркандский государственный университет имени Шарафа Рашидова;

старший научный сотрудник

Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

e-mail: domanskii@yandex.ru
 

Последняя пьеса А.П. Чехова, знаменитая комедия «Вишневый сад», за последние 120 лет многократно становилась объектом самых разнообразных наблюдений. И выводы из этих наблюдений тоже были весьма многообразны. Теоретик и историк литературы Валентин Евгеньевич Хализев обращался к чеховской комедии на протяжении нескольких десятилетий не раз. В 1960-е гг. ученый затрагивает тот аспект «Вишневого сада», который можно назвать социальным. Однако только этим его ранние исследования творчества Чехова отнюдь не ограничиваются: в них делаются важные выводы, касающиеся культурного аспекта, мироощущения автора; делаются и выводы теоретического характера — об особенностях структуры и ряда элементов драматургического текста. В XXI в. взгляды ученого на чеховскую комедию существенно трансформируются, углубляются. В статье «Идиллическое в “Вишневом саде” А.П. Чехова» В.Е. Хализев рассмотрел последнюю пьесу Чехова прежде всего через реализованный в ней идиллический компонент. В данном ракурсе обращается внимание и на систему персонажей, и на действие, и на конфликт. В итоге разговор об идиллическом в «Вишневом саде» приводит Хализева к глобальному выводу, касающемуся осмысления проблематики пьесы через ее поэтику, а вслед за этим и осмысления мироощущения автора. Кроме того, в новом относительно предшествующих работ ракурсе осмысливаются драматургические категории сюжета, сценического действия, конфликта; касаясь же на практике чеховских ремарок, формирующих мотивную структуру драмы, Хализев своими умозаключениями подталкивает к теоретическим обобщениям относительно того, как в драматургии вообще благодаря паратексту могут эксплицироваться лейтмотивы, характеризующие авторское мироощущение. В итоге работы Хализева о «Вишневом саде» корректируют сложившиеся в науке взгляды на последнюю пьесу Чехова, а вместе с этим уточняют представления о драме как о литературном роде.

Ключевые слова: драма, драматургия, А.П. Чехов, «Вишневый сад», В.Е. Хализев

 

Литература

  1. Кормилов С.И., Мартьянова С.А. В.Е. Хализев как историк литературы // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2015. № 3. С. 115–138.
  2. Хализев В.Е. О пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» // Гроза; Бесприданница / А.Н. Островский. Дядя Ваня; Три сестры; Вишневый сад: для 9-го класса / А.П. Чехов. М.: Искусство, 1969. С. 382–395. (Шк. б-ка мировой драматургии).
  3. Хализев В.Е. Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» // Литература в школе. 1965. № 1. С. 4–12.
  4. Хализев В.Е. Уроки Чехова-драматурга // Вопросы литературы. 1962. С. 78–94.
  5. Хализев В.Е. Чехов в XX веке // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2010. Т. 69. № 4. С. 34–39.
  6. Хализев В.Е. Драматургия Чехова в немецком литературоведении // А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс XIX–XX вв.: сб. ст. в память об А.И. Ревякине (1900–1983). М.: Intrada, 2003. С. 384–402.
  7. Хализев В.Е. Идиллическое в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2005. Т. 64. № 4. С. 3–11.
  8. Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики. М.: Гнозис, 2005. 432 с.