Тюпа Валерий Игоревич,
доктор филологических наук, профессор,
профессор кафедры теоретической и исторической поэтики
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
e-mail: v.tiupa@gmail.comДраматургический цикл А.С. Пушкина, известный под наименованием «маленькие трагедии», рассматривается в статье как интегративное образование, целостностью своей аналогичное художественному творению — единому и неделимому. Реконструируется неосуществленный замысел публикации отдельной книги под названием «Опыт драматических изучений» (подлинное авторское заглавие цикла). Выявляется концентрация внимания на эгоцентрических носителях «уединенного сознания» (Вяч. Иванов), взаимодействующих с субъектами иных ментальностей: архаичной, авторитарно-монологической, с одной стороны, и конвергентно-диалогической (в лице Моцарта) — с другой. Четыре сюжета цикла, неслучайно локализованные в западноевропейском культурном ареале, располагаются в последовательности, аналогичной четырем действиям «Каменного гостя», и прочерчивают траекторию лиминального метасюжета «испытания смертью» на пути к духовному возрождению. Как было показано В.Е. Хализевым, размыкание круга уединенного сознания доверяется антагонистам «Пира во время чумы» Вальсингаму и Священнику и составляет смыслообразующий финал экспериментального произведения. Драматическое «изучение» эгоцентризма в пушкинском шедевре предварило присущее Ф.М. Достоевскому пристальное внимание к феномену «подпольного человека».
Ключевые слова: А.С. Пушкин, маленькие трагедии, экспериментальная драматургия, художественная целостность, уединенное сознание, конвергентное сознание
Литература
- Пушкин А.С. О народной драме и драме «Марфа Посадница»: <план статьи> // Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. 7. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. С. 632–633.
- Пушкин А.С. О народной драме и драме «Марфа Посадница» // Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. 7. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. С. 211–221.
- Брюсов В.Я. Маленькие драмы Пушкина (к предстоящему спектаклю в Художественном театре) // Русские ведомости. 1915. № 67 (22 марта).
- Тюпа В.И. Анализ сложносоставного целого («Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.») // Анализ художественного текста / В.И. Тюпа. М.: Academia, 2006. 336 с.
- Столяров М. Могила Пушкина // Новая Россия. 1924. № 2. С. 149–170.
- Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб.: Гос. Пушкин. театр. центр, 1999. 430 с.
- Иваницкий А.И. Исторические смыслы потустороннего у Пушкина: к проблеме онтологии петербургской цивилизации. М.: РГГУ, 1998. 299 с.
- Булгаков С.Н. Моцарт и Сальери // Пушкин в русской философской критике. М.: Книга, 1990. С. 294–301.
- Рассадин Ст. Драматург Пушкин: поэтика, идеи, эволюция. М.: Искусство, 1977. 359 с.
- Федоров В.В. Гармония трагедии («Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина) // Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. Кемерово: Изд-во КемГУ, 1979. С. 140–150.
- Тюпа В.И. Парадигмальный археосюжет в текстах Пушкина // Ars interpretandi. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1997. С. 108–119.
- Панкратова И.Л., Хализев В.Е. Опыт прочтения «Пира во время чумы» А.С. Пушкина // Типологический анализ литературного произведения. Кемерово: Изд-во КемГУ, 1982. С. 53–66.
- Бахтин М.М. Достоевский. 1961 г. // Собрание сочинений: в 7 т. Т. 5. М.: Русские словари, 1996. С. 364–374.