Корзина пуста.
Войти

Мемуары Андрея Белого и В.В. Набокова сквозь призму бахтинской теории хронотопа

Ли Нань, М.В. Михайлова
80,00 ₽
УДК 821.161.1-94
 

Ли Нань,

аспирант филологических наук

Нанкинский педагогический университет (Нанкин, Китай)

e-mail: ln970814@126.com

Михайлова Мария Викторовна,

доктор филологических наук, профессор кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

e-mail: mary1701@mail.ru

 

Бахтинская теория хронотопа занимает ключевое место при изучении жанра романа, однако применительно к эголитературе она не использовалась. В статье сделана попытка применить ее к текстам писателей, мемуары которых имеют не только документальную, историко-литературную, но и художественную значимость. В мемуарной трилогии Андрея Белого и книге В.В. Набокова «Память, говори» явлена уникальная в каждом отдельном случае авторская техника пространственно-временного конструирования. Иными словами, перед нами два разных хронотопа: один непрерывный и текучий, другой дробный и фрагментарный. Персонажи в этих произведениях тоже изображаются по-разному в зависимости от хронотопа. Различные временные и пространственные характеристики тела демонстрируют представления двух писателей о человеке, существующем в потоке истории в кризисный ее период. Таким образом, можно получить ответ каждого из авторов на вопрос: является ли человек пассивно вовлеченным в исторический процесс или активно участвует в нем? Хотя мемуары Андрея Белого и Набокова различаются по стилю и содержанию, оба писателя демонстрируют тесную связь личного хронотопа с внешним, а также взаимодействие пространственно-временных характеристик с другими факторами в тексте. Построение хронотопа в мемуарах писателей отражает стабильность их творческих усилий в этом направлении. Одним словом, теория хронотопа открывает новые перспективы для изучения эгодокументов.

Kлючевые слова: хронотоп, мемуары писателей, Андрей Белый, В.В. Набоков

 

Литература

1. Pascal R. Design and truth in autobiography. New York: Routledge, 2016.  215 p.

2. Lejeune P. Autobiographie en France. Paris: Armand Colin, 1971. 192 p.

3. Egan S. Patterns of experience in autobiography. Carolina: University of North Carolina Press, 1984. 240 p.

4. Андрей Белый. Собрание сочинений. Т. 13: Между двух революций / под ред. А.В. Лаврова. М.: Изд-во «Дмитрий Сечин», 2018. 573 с.

5. Набоков В.В. Собрание сочинений американского периода: в 5 т. Т. 5. / сост. С.Б. Ильина, А.К. Кононова. СПб.: Симпозиум, 1999. 698 с.

6. Bergson H. Creative evolution. New York: Random House, 1944. 480 p.

7. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 502 с.

8. Winslow D. Life-writing: A glossary of biography, autobiography, and related forms. Honolulu: The Biographical Research Center by the University of Hawaii Press, 1995. 90 p.

9. Воронский А.К. Мраморный гром // Андрей Белый: pro et contra. Личность и творчество Андрея Белого в оценках и толкованиях современников: антология / отв. ред. Д.К. Бурлака. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2004. С. 765–793.