Яхьяпур Марзие,
кандидат филологических наук, профессор
кафедры русского языка и литературы
Тегеранский университет (Тегеран, Иран)
(ответственный автор)
e-mail: myahya@ut.ac.ir
https://orcid.org/ 0000-0001-8195-6909
Scopus ID: 57219025316
Карими-Мотаххар Джанолах,
кандидат филологических наук, профессор
кафедры русского языка и литературы
Тегеранский университет(Тегеран, Иран)
e-mail: jkarimi@ut.ac.ir
https://orcid.org/0000-0002-6072-5797
Scopus ID: 57270830600
Сотудехмехр Форуг,
магистр русского языка и литературы
Тегеранский университет (Тегеран, Иран)
e-mail: Forough.sotoudeh@ut.ac.ir
https://orcid.org/0000-0002-3662-1293
Мальцева Татьяна Владимировна,
доктор филологических наук, профессор
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
e-mail: kaflit@yandex.ru
https://orcid.org/0000-0002-8432-4314
SPIN-код: 6732-5745
В работе рассматривается проблема смерти в произведениях «Анна Каренина» Льва Толстого и «Любовь и слеза» иранского писателя Джавада Фазела. Тема смерти — одна из вечных тем литературы. Она привлекает внимание многих писателей и поэтов мира, в том числе Ирана и России. Специфика проблематики статьи состоит в том, что в анализируемых произведениях тема смерти связана с социальной тематикой — освобождением женщин, изменением образа жизни семей высшего социального слоя. В русском обществе эта проблема обострилась в конце XIX века. Для иранского общества вопрос о положении женщины оказался актуальным в середине XX века. Сравнительный анализ двух названных произведений проводится авторами впервые. Так как Джавад Фазел написал повесть «Любовь и слеза» с явной опорой на роман «Анна Каренина» Л. Толстого, в статье анализируются его взгляды на тему смерти в повести «Любовь и слеза» в сравнении с романом русского писателя. Также рассматривается представление о смерти Льва Толстого с учетом того, что в романе «Анна Каренина» полностью отражено понимание писателем смерти и осмысленной жизни человека высшего общества. Учитывая влияние идей Льва Толстого на творчество Джавада Фазела, авторы статьи задаются вопросом: есть ли различия и сходства во взглядах двух писателей на тему смерти? В результате проведенного анализа утверждается, что взгляды русского и иранского писателей имеют сходство, хотя оба автора подходят к вопросу о смерти и смысле жизни каждый с точки зрения своей религии.
Ключевые слова: Лев Толстой, Джавад Фазел, смерть, Николай Левин, «Анна Каренина», Махин
Литература
1. Ахметова Г.А. Житийный сюжет в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // Вестник Башкирского ун-та. 2012. № 2. С. 1018–1021.
2. Бунин И.А. Освобождение Толстого // Бунин И.А. Собр. соч.: в 6 т. М.: Худож. лит., 1988. Т. VI. С. 5–145.
3. Гладышев А.К. Эстетика и физиология смерти в рассказе Л.Н. Толстого «Три смерти» // Филологический класс. 2012. № 1 (27). С. 51–54.
4. Мальцева Т.В. Общественный контекст обрядовой поэтики в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // ART LOGOS. 2017. № 1 (1). С. 43–52.
5. Мураткина Е.Л. Проблема жизни и смерти в творчестве Л.Н. Толстого и Ч. Диккенса // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2006. № 9. С. 80–85.
6. Толстой Л.Н. Круг чтения // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М.: Худож. лит., 1957. Т. XLI.
7. Толстой Л.Н. Анна Каренина // Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 т. М.: Худож. лит., 1981. Т. VIII.
8. Толстой Л.Н. Анна Каренина // Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 т. М.: Худож. лит., 1982. Т. IX.
9. Толстой Л.Н. Исповедь // Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 . М.: Худож. лит., 1983. Т. XVI. С. 106–165.
10. Толстой Л.Н. Записки христианина // Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 т. М.: Худож. лит., 1984. Т. XXI. С. 304–522.
11. Толстой Л.Н. Письма А.А. Фету. 1860 г. октября 17/29. Гиер // Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 т. М.: Худож. лит., 1984. Т. XVIII. С. 553–555.
12. Шаабани М., Карими-Мотаххар Дж. К вопросу о сопоставительном изучении темы жизни и смерти в «Маснави» Мевланы и «Смерти Ивана Ильича» Л.Н. Толстого // Исследовательский журнал русского языка и литературы. 2015. № 6 (2). С. 25–39.
13. Шифман А.И. Лев Толстой и Восток // Толстой и Иран. М.: Наука, 1971. C. 324–339.
14. Яхияпур (Яхьяпур) М. Поэтика романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» (в аспекте религиозно-нравственных воззрений писателя): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1997.
15. Яхьяпур М., Карими-Мотаххар Дж., Сотудехмехр Ф. Толстовская традиция в персидской литературе: семья и женская измена // Quaestio Rossica. Т. 10. № 4. С. 1334–1347. DOI: 10.15826/qr.2022.4.732.
16. Ameli Rezaee M. Analysis of historical movement of family relationships in the Persian novel from the beginning until the 50s // Women Studies. 2012. Vol. 3 (1). P. 117–142.
17. Bakhtiari F. Death from the point of view of Tolstoy and Heidegger // Falsafe va kalam, pazhuheshkhae hasti shenahti. 2020. Т. 9. No. 17. P. 553–570.
18. Dzhavadi-Laridzhani К. Biography of Javad Fazel Larijani (Famous people of Amol city). Amol: SHomale pajdar Publ., 2005.
19. Fazel Javad. Love and tear. Tehran: Kanun-e-Marefat Publ., 1952.
20. Saadi M. Golestan, with commentary. 7th ed. Tehran: Harazmi Publ., 2005.
21. Yahossejni-Musavi F., Musavi-Sirdzhan S., Azimi-Lotfi A. The meaning of life in the works of Leo Tolstoy and logotherapy by Viktor Frankl // Scientific quarterly literary collection. 2021. Vol. 5. No. 16. P. 212–245.
22. Yahyapour M. Analysis of L. Tolstoy’s story «Family Happiness» // Pazhuhesh zabanhae haredzhi. 2000. Vol. 7. P. 113–122.