Ализаде Афер Азер гызы,
доктор философии по филологии, доцент
Азербайджанская государственная академия художеств (Баку, Азербайджан)
e-mail: alizadeafer@rambler.ru
На материале произведения Джойса Кэри «Из первых рук» рассматривается проблема самопостижения художника и его творческого бытия. Цель исследования заключается в том, чтобы путем раскрытия психологической сути героя-художника выявить его самобытность и многогранность, а также определить мировоззренческую позицию британского писателя. Работа строится на основе анализа типологического, системно-образного, проблемно-тематического материалов, что позволяет всесторонне выявить творческую индивидуальность Кэри. Стремление художника отстоять творческую независимость, мотив несостоявшегося счастья, заблуждений и обманутых ожиданий, проблема выбора, коммерциализация искусства — вопросы, интересующие писателя. Художник у него предстает не в романтически возвышенном ореоле: он предстает в социально-бытовом плане, в контексте своего времени, в контексте художественно-эстетического развития своей эпохи. Неизбежен конфликт художника с невосприимчивой к прекрасному публикой. Художник чаще всего выступает как заложник неких роковых обстоятельств — бесчувственности, безразличия и игнорирования. Полностью зависимый от роковых предначертаний судьбы, он теряет веру в себя, в свой талант и призвание. Мучительно осознавая несостоятельность своего искусства, утрачивает веру во Всевышнего и вместе с этим лишается духовного стержня. Исследование образа художника в прозе Кэри дает возможность прийти к следующим обобщениям. Художник у писателя — личность, зорко подмечающая единичное, случайное и изменчивое. Непонятый современниками — беспринципными предпринимателями, далекими от настоящего искусства дельцами, а иногда и исполненными злобой и иронией недоброжелателями-коллегами — или ставший жертвой собственных иллюзий, он не может полностью реализовать свой дар. В итоге зависимая от общественного мнения судьба художника приобретает трагический оборот. Преисполненная равнодушием к людям искусства экономическая элита (ищущие собственную выгоду потребители — предприниматели, работодатели, галеристы, коллекционеры) бесцеремонно пренебрегает его талантом. В романе «Из первых рук» автор выявляет социальные мотивы и закономерности конфликта художника с обществом, с его лживой моралью. Художник в осмыслении английского романиста стремится в живописи к выражению абсолютных истин. Он не преследует материальную выгоду, не прилагает никаких усилий угодить вкусам непросвещенной публики. Хитрые и изобретательные галеристы используют его талант в своих интересах, делают деньги из его картин и обогащаются на них. Отверженный художник, преследуемый духовно убогим и недалеким обществом, отвечает ему тем же самым: прибегает к шантажу и грабит.
Ключевые слова: Джойс Кэри, «Из первых рук», живопись, самовыражение, творчество, мифологизм, волеизъявление, самосовершенствование, судьба
Литература
- Кэри Дж. «Из первых рук»: роман / пер. с англ. Л.: Худож. лит., 1971. 384 с.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 403 с.
- Михайлов А. Цикл Альбертино // Пруст М. Пленница. Роман. М.: Худож. лит., 1992. С. 5–20.
- Пенезе И.Я. Идейно-художественные особенности «Первой трилогии» Джойса Кэри: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1984. 20 с.
- Шерешевская М. Роман Джойса Кэри «Из первых рук» // Кэри Дж. «Из первых рук». Роман. Л.: Худож. лит., 1971. С. 3–13.