Корзина пуста.
Войти

Образ «падшего мужчины» в произведениях «Вечный муж» Ф.М. Достоевского и «Пробуждение» Н. Кемаля

Айдын Онур
80,00 ₽
УДК (821.512.1+821.161.1).09
 

Айдын Онур,

кандидат филологических наук,

старший преподаватель кафедры русского языка и литературы

Анатолийский университет (г. Эскишехир, Турция)

e-mail: onur_aydin@anadolu.edu.tr

 

Цель настоящей работы — характеристика образа «падшего мужчины» в повести «Вечный муж» Ф.М. Достоевского и в романе «Пробуждение» Намыка Кемаля. Проведен сравнительный анализ «падшего мужчины» в названных произведениях. Статья основана на гипотезе о том, что гендерный подход для выявления моральных норм не может применяться только к одному полу. Исследование выполнено на основе имагологии и компаративистики. Материалом для изучения послужили известные толковые словари на турецком и русском языках, а также литературные произведения «Вечный муж» и «Пробуждение». В ходе исследования установлено, что понятие «падший человек» применимо по отношению не только к женщине, но и к мужчине. Сделан вывод, что иногда на фоне процесса формирования литературных образов в сознании могут существовать гендерные стереотипы. Новизна работы заключается в том, что впервые в научный оборот введен термин «падший мужчина» и применен для анализа этого образа в литературе, дана его подробная характеристика, описаны черты «падшего мужчины» на примере героев проанализированных произведений.

Ключевые слова: сравнительное литературоведение, имагология, образ «падшего мужчины», Федор Достоевский, Намык Кемаль, «Вечный муж», «Пробуждение», гендерные стереотипы

 

Литература

1. Гийяр Ф.М. Сравнительное литературоведение. Paris: Presses universitaires de France, 1965. 128 p.

2. Масеева В.Н. Образ падшей женщины в отечественной литературе и публицистике: К истории вопроса // Известия УрФУ. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2012. № 1 (98). С. 67-72.

3. Türk Dil Kurumu. Türkçe Sözlük. 11. Baskının Tıpkıbasımı. Ankara: TDK Yayınları, 2019. 2763 s.

4. Кузнецов С. Большой толковый словарь русского языка. 2-е изд. СПб.: Норинт, 2000. 1536 c.

5. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Т. 2. (П–Я). М.: Русский язык, 2000. 1088 с.

6. Ушаков Д.Н., Волин Б.М. Толковый словарь русского языка. Т. 3 / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных слов, 1939. 1424 с.

7. Mckechnie J.L. Webster’s New Twentieth Century Dictionary of the English Language. Cleveland; New York: The World Publishing Company, 1957. 2129 p.

8. Hornby A.S. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English. 3rd ed. London: Oxford University Press, 1974. 1080 p.

9. Dostoyevski F.M. Ebedi Koca. 9. Basım. Çev. Nihal Y. Taluy. İstanbul: Varlık Yayınları, 2011. 160 s.

10. Kemal N. İntibah. İstanbul: Bordo-Siyah Yayınları, 2004. 249 s.

11. Зимина Н.Ю. Образ падшей женщины в повести Ф.М. Достоевского «Вечный муж» // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 809–811.

12. Nasibova S.Kh. Comparative analysis of female images in F.M. Dostoevsky’s and J. Fowles’s novels (based on the novels of Dostoevsky “Crime and Punishment”, “The Brothers Karamazov” and Fowles “The Collector”, “The Mistress of a French Lieutenant”, “The Magus”) // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2021.№ 2. С. 116–123. DOI: 10.20339/PhS.02-21.116.