Волков Иван Олегович,
доктор филологических наук,
доцент кафедры русской и зарубежной литературы
Национальный исследовательский Томский государственный университет
e-mail: wolkoviv@gmail.com
Разрабатывается один из аспектов проблемы творческого восприятия И.С. Тургеневым философской драмы И.В. Гёте «Фауст». Впервые материалом сопоставительного исследования становится рассказ «Свидание», вошедший в очерковую книгу «Записки охотника». Содержание тургеневского произведения обнаруживает сюжетную и образную параллели к последней сцене первой части «Фауста». Свидание крестьянки Акулины с камердинером Виктором, созданное писателем в лирико-драматической тональности, построено с опорой на трагическую сцену объяснения героев Гёте в тюрьме. В прозаическом мире Тургенев находит действие подобных страстей и переживаний, которые сильны и значимы именно в русле индивидуального проявления. Акулине, представляющей собой, как и Гретхен, одно самоотверженное чувство (метафорически выраженное цветочным букетом), приходится убедиться в непостоянстве любви и испытать горечь холодности и небрежения, обрекающих ее на одиночество. Она постигает истину с болью, но оказывается способной на протест, справедливый укор. Виновник драмы иронично — в портрете, манере речи и поведении — представлен в своих «сверх» притязаниях, которые, как и Фаусту, готовят новую будущность, где нет прежней симпатии. Особое место в изображении девичьей драмы занимает образ природы, который оказывается важным поэтико-философским камертоном.
Ключевые слова: И.С. Тургенев, И.В. Гёте, «Свидание», «Фауст», Акулина, Гретхен
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 23-78-01110, https://rscf.ru/project/23-78-01110/)
Литература
1. Гутман Д.С. Тургенев и Гёте // Ученые записки Елабужского педагогического ин-та. 1959. № 5. С. 149–183.
2. Потапова Г.Е. «Гетевское» и «пушкинское» в повести И.С. Тургенева «Фауст» // Русская литература. 1999. № 3. С. 32–41.
3. Стеффенсен Э. Гете и Тургенев (анализ рассказа Тургенева «Фауст») // Славянские культуры и мировой культурный процесс. Минск: Наука и техника, 1985. С. 226–229.
4. Беляева И.А. Творчество И.С. Тургенев: фаустовские контексты. СПб.: Нестор-История, 2018. 248 с.
5. Тихомиров В.Н. У жанровых истоков повести Тургенева «Фауст» // Проблемы литературных жанров. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1975. С. 71–73.
6. Битюгова И.А. Повесть Тургенева «Фауст» и «Фауст» Гёте // Res traductorica: Перевод и сравнительное изучение литератур: К 80-летию Ю.Д. Левина. СПб.: Наука, 2000. С. 216–225.
7. Пильд Л. Рассказ И.С. Тургенева «Фауст» (семантика эпиграфа) // Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia IV: «Свое» и «чужое» в литературе и культуре. Тарту, 1995. С. 167–177.
8. Волков И.О. Творчество И.С. Тургенева в пространстве мировой литературы (по материалам библиотеки писателя): автореф. дис. … д-ра филол. наук. Томск, 2023.
9. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений: в 30 т. Сочинения: в 12 т. М.: Наука, 1979. Т. 3. 526 с.
10. Гёте И.В. Фауст / пер. К.А. Иванова. СПб., 2005. 648 с.
11. Аствацатуров А.Г. Поэзия. Философия. Игра: Герменевтическое исследование творчества И.В. Гете, Ф. Шиллера, В.А. Моцарта, Ф. Ницше. СПб.: Геликон Плюс, 2010. 496 с.
12. Карамзин Н.М. Избранные сочинения: в 2 т. М.; Л.: Худож. лит., 1964. Т. 1. 810 с.
13. Жилякова Э.М., Волков И.О. И.С. Тургенев и Лоренс Стерн // Ф.М. Достоевский и философская культура русской классики. Омск: Изд-во ОмГА, 2018. С. 90–101.
14. Goethe J.W. Werke: Faust. Stuttgart-Tübingen, 1828. T. 5. 328 s.
15. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений: в 30 т. Сочинения: в 12 т. М.: Наука, 1978. Т. 1. 574 с.