Абдуллаева Эльмира Башировна,
кандидат искусствоведения,
заведующая отделом истории искусств
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы
Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН
e-mail: elklas@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-2050-0518
В предлагаемой статье анализируются интерпретации и способы воплощения литературного первоисточника в произведениях дагестанских композиторов на примере произведений в жанрах камерно-вокального и вокально-хорового циклов. Изучение взаимодействия музыкального и литературного (поэтического) текстов способствует пониманию композиторского прочтения, видению того или иного литературного первоисточника в трактовке музыкального произведения. Исследование музыкального и поэтического текстов вокального сочинения видится как актуальная междисциплинарная проблема, интегрирующая в себе понятия и категории современного музыкознания и лингвистики. Одним из ее аспектов является соотнесение музыкальной и поэтической интонаций. В данном контексте предметом специального анализа стали вокальные сочинения Ш.Р. Чалаева и М.М. Кажлаева, написанные на стихи О. Батырая, Р. Гамзатова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Изучение данной проблематики имеет большое значение для понимании особенностей развития вокальной музыки, т.к. раскрывает синтетичность музыкально-поэтического жанра, заложенную в его генезисе, что немаловажно в исполнительской практике, потому что способствует постижению и воплощению авторского замысла. В работе делается вывод о высокой степени взаимосвязи и синкретичности вербальной и музыкальной составляющих в сочинениях М. Кажлаева и Ш. Чалаева при сохранении оригинальной стилистики композиторского письма.
Ключевые слова: поэзия, музыка, синтез, интерпретация, камерно-вокальный цикл, вокально-хоровой цикл, Ш. Чалаев, М. Кажлаев
Литература
1. Казанцева Л.П. Анализ художественного содержания вокального и хорового произведения. Астрахань: Волга, 2011. 132 с.
2. Асафьев Б. (Игорь Глебов). Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1971. 376 с.
3. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово: в 3 ч. Ч. 2–3: Интонация. Композиция. М.: Музыка, 1978. 368 с.
4. Ручьевская Е.А. Анализ вокальных произведений. Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1988. 349 с.
5. Алексеева М.В. Музыка и слово: проблема синтеза в эстетической теории и художественной практике: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2010. 26 с.
6. Дурандина Е.Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX–XX вв.: историко-стилевые аспекты: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. М., 2002.
7. Другие миры Ширвани Чалаева. URL: https://ruzaregion.ru/news/temy_nedeli/13305.
8. Ивонина Л.Ф. Проблема субъективности-объективности как константа искусства интерпретации // О субъективном и объективном исполнительском искусстве: сб. ст. Пермь: Пермский ГУ, 2007. С. 375–382.
9. Опарина Ю.М. Музыка слова и слово в музыке: поэзия А. Блока в произведениях отечественных композиторов: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2014.
10. Якубов М.А. Мурад Кажлаев известный и неизвестный. М.: Эхо Кавказа, 2002. 624 с.