Муртазалиев Ахмед Магомедович,
доктор филологических наук, главный научный сотрудник
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы
Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН
e-mail: ahmurt04@gmail.com
https://orcid.org/0009-0005-6210-6948
Набигулаева Маржанат Набигулаевна,
кандидат филологических наук, научный сотрудник
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы
Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН
e-mail: nabmar2012@yandex.ru
https://orcid.org/0000-0002-2841-4665
Позднее Средневековье было важным этапом в развитии национальной истории аварцев. Оно ознаменовалось завершением работы по усовершенствованию аварской письменности на основе арабской графики — аджама. В результате аварское словесное искусство претерпело качественные изменения: появилась плеяда талантливых мастеров художественного слова, возникли литературные памятники, поэтические произведения, сочинения различного жанра на родном языке. Ярким отражением этих изменений является творчество Гасана Кудали (1715–1795), одного из выдающихся представителей аварской творческой интеллигенции середины — второй половины XVIII в. В его поэтических произведениях отразились основные черты и особенности, присущие литературе аварцев указанного периода. В частности, это явные признаки отхода от ортодоксального и аскетического восприятия окружающего мира и оценки личности, свойственных мусульманскому обществу, при сохранении тенденции следования религиозным традициям в поэтике. Характерной чертой Кудали как поэта является метафоричность его мышления, лаконичность оформления слова, что сближает его поэзию с народными афористическими жанрами. Эта черта во многом обусловила выбор поэтом основного объекта художественного осмысления окружающего мира — человека — адепта ислама. В свою очередь, это придало творчеству поэта характер дидактизма, выраженный нравоучительностью, воспитательной и моралистической направленностью.
Ключевые слова: поэзия, проблематика, дидактизм, ислам, Гасан Кудали
Литература
- Гамзатов Г.Г. Дагестан: духовное и художественное наследие: концептуальный, мировоззренческий и нравственный аспекты. Махачкала: ДНЦ РАН, 2004. 544 с.
- Ад-Дургели Н. Услада умов в биографиях дагестанских ученых: дагестанские ученые Х–ХХ вв. и их сочинения. Махачкала: Марджани, 2012. 440 с.
- Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний Саййида Абдурахмана, сына устада, шейха тариката Джамалудина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни / пер. с араб. М.-С. Саидова. Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 1997. 647 с.
- Чупалав из Игали. Стихотворения. Махачкала: МРИП «Юпитер», 1996. 112 с. (на авар. яз.)
- Хайбуллаев С.М. История аварской литературы ХVII–XVIII веков. Махачкала: Деловой мир, 2007. 655 с.
- Алибекова П.М. Персидский язык и литература в Дагестане (культурно-исторический контекст). Махачкала: Садра, 2022. 304 с.
- Старший Гасан из Кудали / сост. М. Халималов, Каримулла-хаджи из Гонода. Махачкала: ДНЦ РАН, 2008. 102 с. (на авар. яз.)
- Хуласат ал-маваиз / сост. Хаджи-Абдуллах, сын Ахмада из Чоха. Темир-Хан-Шура: Типография М. Мавраева, 1236 [1908]. 218 с. (на авар. яз.)
- Китаб джами ал-хукук би лугат газикумук / сост. Хаджи-Абдуллах, сын Ахмада из Чоха, пер. Юсуп из Кума. Темир-Хан-Шура: Типография М. Мавраева, 1328 [1910]. 186 с. (на авар. яз.)
- Равд ал-ахбар би лисан цудахар / сост. Мухаммад, сын Абдулазиза из Хаджалмахи. Темир-Хан-Шура: Типография М. Мавраева, 1331 [1913]. 87 с. (на авар. яз.)
- Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода: типология и своеобразие художественного опыта. М.: Наука, 1982. 326 с.