Алламуратова Айсанем Жалгасбаевна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры языков
Profi University (частный образовательный вуз) (г. Ташкент, Узбекистан)
e-mail: aysanem69@mail.ru
Алламуратова Гулсанем Жалгасбаевна,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры языков и литературы
Университет мировых языков имени Мамуна (г. Хива, Узбекистан)
e-mail: gulsanem69@mail.ru
Статья посвящена сопоставительному лингвокультурологическому изучению русского и каракалпакского необрядового лирического фольклора, который представляет собой важную часть культурного наследия любого народа и отражает его мировоззрение, духовные ценности и эмоциональные переживания. Исследование проведено на основе фольклорных текстов, являющихся хранилищем культурной информации русского и каракалпакского этносов. Языковые единицы лирического фольклора рассмотрены через призму лингвокультурологии, выявлены сходства и различия в тематике и в образах песен русского и каракалпакского народов. При рассмотрении языковых элементов использован доминантный анализ, заключающийся в выделении наиболее частотных лексем в текстах русских и каракалпакских лирических песен, а также метод лингвокультурологического анализа фольклорного текста, предполагающий анализ единиц художественного текста с точки зрения их национально-культурной семантики. Различия между русским и каракалпакским фольклором обусловлены особенностями природных, культурных и исторических условий, что нашло отражение в образах, символах песен этих народов. Отмечено, что лирическое выражение может быть использовано для передачи личных и общественных эмоций с точки зрения уникальных культурных контекстов.
Ключевые слова: фольклор, необрядовая лирика, лирическая песня, образы, специфика, семантика, доминантный анализ
1. Алламуратова Г.Ж., Алламуратова А.Ж. Запад и Восток в диалоге культур: материалы ХI Междунар. науч.-практ. конф. «Запад и Восток в диалоге культур» (Липецк, 27–29 апреля 2022 г.) и Всерос. науч.-просвет. конф. c междунар. участием «Славянский мир в прошлом и настоящем» (Липецк, 26 мая 2022 г.). Липецк, 2022. 426 с.
2. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: хрестоматия. М.: Высшая школа, 2006. 1127 с.
3. Герд А.С. Введение в этнолингвистику: курс лекций и хрестоматия. Изд. 2-е, испр. СПб.: Изд-во СПбУ, 2005. 456 с.
4. Зиновьева Е.И. Лингвокультурология: от теории к практике. СПб.: Нестор-История, 2016. 182 с.
5. Каракалпакский фольклор / сост. и предисл. А. Таджимуратова. Нукус: Каракалпакстан, 1980. Т. 5. 467 с.
6. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 261 с.
7. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. М.: Гнозис, 2002. 284 с.
8. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. 208 с.
9. Сабитова З.К. Лингвокультурология: учебник. 2-е изд., стер. М.: Флинта: Наука, 2015. 528 с.
10. Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996. 284 с.
11. Хроленко А.Т. Основы лингвокультурологии: учеб. пособие. М.: Флинта, 2009. 184 с.
12. Шерина Е.А., Алексеева А.В. Лингвокультурологический аспект изучения национально-культурной специфики языка // Фундаментальные исследования. 2014. № 12, ч. 1. С. 215–218. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36100.
13. Юрина Е.А. Образный строй языка. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. 156 с.