Маслова Валентина Авраамовна,
доктор филологических наук, профессор
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова (Витебск, Беларусь)
e-mail: mvavit@tut.by
https://orcid.org/0000-0001-8717-9231, Scopus AuthorID: 57222509849
Данич Оксана Владимировна,
кандидат филологических наук, доцент
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова (Витебск, Беларусь)
e-mail: odanich@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-8888-0107, Scopus Author ID: 57225221302
В статье предлагается посмотреть на лингвокультурологию с позиции новых знаний, полученных не только в лингвистике, но и в философии, культурологии, поэтике, герменевтике. Современная лингвокультурология как самостоятельная отрасль знаний может непротиворечиво описать культурную семантику языковых знаков, которая формируется на основе взаимодействия двух разных семиотических систем; может установить, к какой части значения языкового знака прикрепляются «культурные смыслы»; способна объяснить, как культура участвует в формировании ментальных образований, которые являют собой сгустки культурных смыслов. Но настало время для нового поворота науки к глубинным культурным знаниям, спрятанным в языковых знаках. В настоящей работе лингвокультурология рассматривается как путь для постижения глубинной модели культуры через язык. В этой связи в статье поднимается несколько тем: через границы семантики — в образно-метафорическое пространство культуры; лингвокультурология для интерпретации сложных текстов культуры: диалог — путь к глубинному знанию в поэзии; общедидактический аспект лингвокультурологии.
Литература
1. Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. 612 с.
2. Берестнев Г.И., Васильева И.Б., Цветкова А.А. Пророческие сновидения: язык, образность, когнитивные механизмы. Калининград, 2024. 367 с.
3. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: оценка, событие, факт. М.: Наука, 1988. 338 с.
4. Маслова В.А., Данич О.В. Духовная энергия русского слова как проблема гуманитарной мысли // Русистика. 2021. Т. 19. № 2. C. 125–137.
5. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Собрание сочинений: в 5 т. Т. 5. М.: Русские словари, 1996. С. 159–206.
6. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: избранные статьи. М.: Наука, 1976. 330 с.
7. Лихачев Д.С. Заметки о русском. М.: Советская Россия, 1984. 62 с.
8. Данич О.В. Учебный словарь лингвокультурной грамотности младших школьников. Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2023. 145 с.
Ключевые слова: модель культуры, глубинные знания, ментальность, диалог сознаний, культурная компетенция, лингвокультурный словарь