Корзина пуста.
Войти

Цель или средство? «Слово как таковое» в идейно-эстетических воззрениях представителей «послесимволических» течений

Р.Р. Кожухаров
80,00 ₽
УДК 821.161.1.02

Кожухаров Роман Романович,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры новейшей русской литературы

Литературный институт имени А.М. Горького

e-mail: r_k_md@mail.ru

 

В статье прослеживается отношение к «слову как таковому» в теоретических работах представителей «послесимволических» поэтических течений. Акмеистическое понимание слова как формы, неотделимой от смысла, оказывается противопоставлено установке футуристов и имажинистов на избавление слова от «кандалов» содержания. Стремление акмеистов вернуть «слову как таковому» «смысл как таковой, Логос» рассматривается в контексте преодоления типологического противостояния реализма и «стилей романтического типа» — символизма и футуризма.

Ключевые слова: Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам, А. Крученых, В. Хлебников, С.А. Есенин, Д.С. Мережковский, В.И. Иванов, символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм

 

Литература

1. Гумилев Н.С. Наследие символизма и акмеизм // Аполлон. 1913. № 1. С. 42–45.

2. Мандельштам О.Э. Утро акмеизма // Сирена. 1919. № 4/5. Стб. 69–74.

3. Блок А.А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 7. М.; Л., 1963. 543 с.

4. Лекманов О.А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск, 2000. 704 с.

5. Кихней Л.Г., Меркель Е.В. Акмеизм: теория и художественная практика: учеб. пособие. М.; Берлин, 2021. 492 с.

6. Булгаков Сергий (протоиерей). Агнец Божий: о Богочеловечестве. Ч. 1. Париж: VMCA Press, 1933. 468 с.

7. Мефодий (Зенковский; иеромонах). Тропос существования и богословское понятие личности // Церковь и время. 2003. № 1 (62). URL: https://church-and-time.ru/1416 (11.09.2023).

8. Лурье В.М. История византийской философии: формативный период. СПб., 2006. 553 с.

9. Мёдова А.А. Проблема ипостасности в учении П. Флоренского и русских христианских мыслителей // Соловьевские исследования. 2014. Вып. 3 (43).

10. Ронен О. Акмеизм // Звезда. 2008. № 7. С. 217–226.

11. Крученых А. Новые пути слова (язык будущего — смерть символизму) // Русский футуризм: стихи, статьи, воспоминания / сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков. СПб., 2009. C. 82–88.

12. Крученых А., Хлебников В. Буква как таковая // Собрание произведений Велимира Хлебникова / под общ. ред. Ю. Тынянова, Н. Степанова. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1928–1930. Т. 5.

13. Крученых А., Хлебников В. Слово как таковое: о художественных произведениях // Русский футуризм: стихи, статьи, воспоминания / сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков. СПб., 2009. С. 76–79.

14. Крученых А., Хлебников В. Слово как таковое // Собрание произведений Велимира Хлебникова / под общ. ред. Ю. Тынянова, Н. Степанова. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1928–1930. Т. 5.

15. Успенский Б.А. Поэтика композиции // Семиотика искусства / Б.А. Успенский. М., 1995. С. 9–220.

16. Крученых А. Декларация слова как такового // Русский футуризм: стихи, статьи, воспоминания / сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков. СПб., 2009. С. 71–73.

17. Бурлюк Н. Simpplementum к поэтическому контрапункту // Русский футуризм: теория, практика, критика, воспоминания / сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков. М., 1999. 479 с.

18. Морозов А.А. [Осип Мандельштам] // Русские писатели. 1800–1917: биографический словарь. Т. 3. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 505–510.

19. Есенин С.А. Ключи Марии // Полное собрание сочинений. Т. 5: Проза. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 186–213.

20. Пролетарий. На неверном пути // Революция и просвещение. 1919. № 2. С. 27.

21. -ин. В Воронеже // Вестник литературы. 1919. № 8. С. 6.

22. Декларация (Новое в искусстве) // Сирена. 1919. № 4/5. Стб. 47–50.

23. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. Т. 3: Лекции по эстетике. Ч. 3: Система отдельных искусств. М.: Искусство, 1971. 621 с.

24. Мандельштам О.Э. О природе слова // Слово и культура / О.Э. Мандельштам. М., 1987. С. 55–67.

25. Пащенко М.В. «Филология музыки» Вячеслава Иванова: (к проблеме «русский» Вагнер и «русский» Ницше) // Вестник культурологии. 2019. № 1. С. 161–186.

26. Иванов В.И. Мысли о символизме // Собрание сочинений. Брюссель, 1974. Т. 2. C. 604–612.

27. Белый А. Жезл Аарона (О слове в поэзии) // Скифы. 1917. № 1. С. 155–212.

28. Солнцева Н.М. Крестьянский космос в русской литературе 1900–1930-х годов. М.: Изд-во Литературного института им. А.М. Горького, 2013. 112 с.

29. Шубникова-Гусева Н.И. «Орнамент — это музыка»: (к вопросу об источниках статьи С.А. Есенина «Ключи Марии») // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2022. № 5. С. 155–163. DOI 10.20339/PhS.05-22.155.

30. Махов А.Е. Musica Literaria: идея словесной музыки в европейской поэтике. М., 2005. 224 с.

31. Иванов В.И. О «Химерах» Андрея Белого // Весы. 1905. № 7. С. 51–52.

32. Лотман Ю.М. Стихотворения раннего Б. Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текста // Труды по знаковым системам. Тарту, 1969. С. 206–238.

33. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности: статьи, эссе, заметки. Л., 1987. С. 4–57.