Корзина пуста.
Войти

Функции поэтических цитат в «Книге скитаний» («На медленном огне») К.Г. Паустовского (на материале неопубликованной машинописи)

И.Н. Коржова
80,00 ₽
УДК 811.161.1`42
 

Коржова Инесса Николаевна,

доктор филологических наук, научный сотрудник

Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН

e-mail: clean24@yandex.ru

 

Материалом работы стала хранящаяся в РГАЛИ неопубликованная машинопись «Книги скитаний» («На медленном огне») К.Г. Паустовского, близкая к основному тексту произведения. В ней более полно реализуется замысел писателя, в частности, шире, чем в изданном тексте, представлен межтекстовый диалог с поэзией, являющийся способом репрезентации проблематики повести. Высветление замысла происходит не только за счет увеличения количества цитат, но и благодаря поясняющему контексту, отсутствующему в опубликованной редакции. Поэтические цитаты позволяют воссоздать атмосферу времени, передать красоту пейзажей, продемонстрировать особенность поэтической манеры ряда поэтов (В. Маяковского, О. Мандельштама, Б. Пастернака), выделить идейно близких автору героев. Главной функцией поэтических цитат является многомерное представление проблемы связи художника со временем. Сама форма организации текста через поэтические диалоги, происходящие в едином пространстве культуры, становится способом преодоления времени с помощью искусства. К выявленным особенностям включения цитат относится предпочтение парного цитирования, при котором на одну тему дано высказаться двум автора. Значимо упоминание А.С. Пушкина, его творческого опыта, часто освещающего близкие автору позиции в поэтическом диалоге.

Ключевые слова: Паустовский, протограф, цитата, подтекст, диалогизм

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 24-28-01479, https://rscf.ru/project/24-28-01479/)

Литература

1. Паустовский В. На медленном огне // Время больших ожиданий: повести. Дневники, письма / К.Г. Паустовский. Т. 2. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2002. С. 7–19.

2. Паустовский К.Г. На медленном огне: (отрывок из книги) // Мир Паустовского. 2005. № 23. С. 12.

3. Паустовский К.Г. Медные подковки // Мир Паустовского. 2016. № 31. С. 31–40.

4. Емельянова О.Н. Цитата // Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты: энциклопедический словарь-справочник / под ред. А.П. Сковородникова. М.: Флинта, 2009. С. 350–351.

5. Ковтунова И.И. Функции цитат в произведениях И.А. Гончарова // Текст. Интертекст. Культура: сб. докладов междунар. науч. конф. (Москва, 4–7 апреля 2001 г.). М.: Азбуковник, 2001. С. 167–175.

6. Минц З.Г. Функция реминисценций в поэтике А. Блока // Поэтика Александра Блока / З.Г. Минц. СПб.: Искусство-СПб, 1999. С. 369.

7. Ранчин А.М. «На пиру Мнемозины»: интертексты Иосифа Бродского. М.: НЛО, 2001. 464 с.

8. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: лингвистика языкового существования. М.: НЛО, 1996. 351 с.

9. РГАЛИ. Ф. 2119. Оп. 1. Ед. хр. 132.

10. Паустовский К.Г. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 5: Повесть о жизни. Кн. 4–6. М.: Худож. лит., 1982. 546 с.

11. Азаров А.Б. Эдуард Багрицкий. Рисунки поэта // Литературное наследство. Т. 74. М.: Наука, 1965. С. 387–396.

12. Багрицкий Э. Стихотворения и поэмы. М.: Правда, 1984. 448 с.

13. Паустовский К.Г. Письмо Чернышеву С. от 22 февраля 1960 г. // Собрание сочинений: в 9 т. Т. 9: Письма, 1915–1968. М.: Худож. лит., 1986. 546 с.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444 с.