Шафранская Элеонора Федоровна,
доктор филологических наук, профессор
Институт русского языка
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
e-mail: shafranskayaef@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-4462-5710
eLibrary SPIN: 5340-6268
Юзефович Илья Викторович,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры филологии и лингвокультурологии
Академия им. Маймонида
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
Рассмотрен скульптурный экфрасис, в парадигме которого в мировой словесности, устной и литературной, существует мифологический образ Голема. Единый в фольклорных нарративах образ Голема как сотворенного человеком глиняного немого истукана в литературных нарративах — от одного к другому — эволюционирует, приобретая человеческие качества. Выбраны три писателя, создавшие образ Голема: чешский автор Ян Крут, писавший на идише Исаак Башевис Зингер и русский Сухбат Афлатуни; в их текстах образ Голема трансформируется от фигуры сакральной до трагикомической. Прослежены мотивы рождения образа Голема (на примере прозаических и поэтических текстов Булата Окуджавы, Дины Рубиной, Эрика-Эмманюэля Шмитта, а также фольклорных нарративов), его связь с кровавым наветом (в оценке фольклориста и психоаналитика Алана Дандеса), фольклорные варианты бэкграунда Голема (на примере еврейского фольклора, записанного в Чехии — на «родине» Голема), причины «смерти» Голема. В рассказе «Ташкентский Голем» Сухбата Афлатуни образ Голема встроен в постколониальный дискурс. Вся эпопея сотворения и разрушения Голема в мировом нарративе представлена как работа скульптора, а потому описание этого образа логично называть скульптурным экфрасисом.
Ключевые слова: экфрасис, Голем, Мессия, кровавый навет, Сухбат Афлатуни
Литература
1. Рубина Д.И. Цыганка: рассказы. М.: Эксмо, 2007. 320 с.
2. Окуджава Б.Ш. Стихотворения / вступ. ст. Л.С. Дубшана, В.Н. Сажина; сост. В.Н. Сажина, Д.В. Сажина; примеч. В.Н. Сажина. СПб.: Академический Проект, 2001. 712 с.
3. Гарипова Г.Т., Шафранская Э.Ф., Кешфидинов Ш.Р. Транскультурная литература XXI века: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2024. 235 с.
4. Еленевская М., Фиалкова Л. Русская улица в еврейской стране: исследование фольклора эмигрантов 1990-х в Израиле: в 2 ч. / отв. ред. В.А. Тишков. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2005. Ч. 2. 244 с.
5. Шмитт Э.-Э. Евангелие от Пилата: роман / пер. с фр. А.М. Григорьева. М.: АСТ, 2003. 270 с.
6. Зингер И.Б. Голем и другие рассказы для детей / пер. с англ. И. Бернштейн, В. Прокловой. М.: Лехаим, 2003. 160 с.
7. Телушкин Й. Еврейский мир: важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии / пер. с англ. Н. Иванова, Вл. Владимирова. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2002. 574 с.
8. Белова О.В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М.: Индрик, 2005. 288 с.
9. Дандес А. Фольклор: семиотика и/или психоанализ / пер. с англ.; сост. А.С. Архипова. М.: Восточная литература, 2003. 279 с.
10. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. 605 с.
11. Ежкова А. 77 пражских легенд / пер. Е. Малышевой, О. Малышева. Прага: Europrint, 2006. 160 с.
12. Пражский Голем: предания еврейского гетто / пер. С. Коубовой. Прага: Vitalis, 2007. 64 с.
13. Крута Я. Golem: старое пражское предание. Прага: Fun Explosive, 2001. 34 c.
14. Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество: учебник и практикум. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 346 с.
15. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Политиздат, 1985. 511 с.
16. Афлатуни С. Ташкентский Голем // Приют для бездомных кактусов / Сухбат Афлатуни. М.: Эксмо, 2021. С. 214–224.
17. Шафранская Э.Ф. О русском ориентализме, «русском мире» в колониальной литературе и их переосмыслении в постколониальной литературе // Новое литературное обозрение. 2020. № 1 (161). С. 291–306.
18. Гарипова Г.Т. «Возможные миры» и смыслы художественной провиденции Ф. Достоевского в мессианских рецепциях ХХ века // Вестник РУДН. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2021. Т. 26. № 3. С. 349–362.