Слободчиков Илья Михайлович,
доктор психологических наук,
профессор кафедры русистики, этноориентированной педагогики и цифровой дидактики
Институт русского языка
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
e-mail: slobodchikov_im@pfur.ru
На основе авторского принципа эмоциоцентричности в контексте анализа европейских сказок, в частности текстов сказок Х.К. Андерсена, рассматривается взаимодействие художественного текста и его подтекстов. Как результат погруженности текстовой основы в эмоциональное пространство личности в логике субъективного личностного опыта переживания и событийного проживания показан процесс «создания» психологических «отражений» образов героев произведений. По сути своей это процесс эмоционального переосмысления текста, процесс формирования новой содержательной текстовой контрструктуры (конструкта, противоположного общепринятому восприятию героя).
Ключевые слова: эмоциоцентричность, отраженность, подтекст, психологичеcкая интерпретация, сказка, Х.К. Андерсен
Литература
1. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
2. Комарова Л.И. Современные подходы к изучению художественного текста // Аналитика культурологии: электрон. науч. изд. URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/409-article_42-5.html. Дата публикации: 09.10.2010.
3. Шагалиева М.Ф. Феномен русской сказки: выражение русского менталитета. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/3213/2/Alter_Idem_2_13.pdf.
4. Сергеев А.В. Эволюция жанра сказки в творчестве Х.К. Андерсена. М., 2010.
5. Андерсен Х.К. Полное собрание сказок и историй. М.: Престиж Бук, 2006. Т. 1. С. 100.
6. Слободчиков И.М. Теоретико-экспериментальное исследование феномена одиночества личности: на материале подросткового возраста: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2006. 48 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003291732.