Корзина пуста.
Войти

Application of artificial intelligence algorithms in linguistic education

Н.Д. Афанасьева, А.А. Васильева
80,00 ₽
УДК 81+004.8
 

Афанасьева Нина Дмитриевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующая кафедрой русского языка

Московский государственный институт международных отношений МИД России

e-mail: afan-nina@yandex.com

https://orcid.org/0000-0002-9462-7706

eLibrary SPIN code: 7446-9609

Васильева Анна Александровна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка

Московский государственный институт международных отношений МИД России

e-mail: a.vasileva@my.mgimo.ru

https://orcid.org/0000-0002-9064-8534

eLibrary SPIN code: 6897-0178
 

Статья посвящена использованию искусственного интеллекта в процессе обучения русскому языку иностранных студентов неязыковых вузов. В ходе исследования авторы обращаются к онлайн-платформе ChatGPT. Студенты могут отрабатывать навыки общения на русском языке с помощью этой программы. В работе рассматриваются различные сервисы, основанные на искусственном интеллекте, которые применяются в области языкового образования. Среди них адаптивные учебные платформы, приложения для изучения и оценки языка, а также инструменты для распознавания речи и коррекции произношения. Цель настоящей статьи — выявить экспериментальным путем и проанализировать эффективность использования искусственного интеллекта в моделировании коммуникативной культуры студента неязыкового вуза. Рассматриваются преимущества и недостатки применения искусственного интеллекта в учебном процессе, включая удобство доступа к урокам, возможность общения в режиме реального времени. Анализируется эффективность платформы в помощи студентам для улучшения знаний и навыков в изучении русского языка и некоторые лингвистические и методологические аспекты использования современных искусственных нейронных сетей в качестве одного из методов создания иноязычного профессионального контента и разработки контрольно-измерительных материалов для оценки уровня освоения студентами иноязычной коммуникативной компетенции в условиях цифровизации образования в России. В искусственном интеллекте его лингвистическая часть связана с возможностью машин изящно понимать и создавать человеческий язык, который одновременно ситуативен и точен. Делается вывод о том, что студенты могут в своей практике использовать различные платформы искусственного интеллекта, но это не может быть эффективным инструментом в формировании коммуникативной культуры студентов, изучающих русский язык как иностранный.

Ключевые слова: цифровое обучение, искусственный интеллект, ChatGPT, коммуникативная культура студента
 

Литература

  1. Адаптироваться легко: кафедра философии приступила к разработке адаптационного чат-бота «Сократ-2020» // Южно-Уральский государственный университет: офиц. сайт. URL: https://www.susu.ru/ru/news/2021/02/28/adaptirovatsya-legko-kafedra-filosofii-pristupila-k-razrabotke-adaptacionnogo-chat. Дата публикации: 28.02.2021.
  2. Аль-Кайси А.Н., Архангельская А.Л., Руденко-Моргун О.И. Интеллектуальный голосовой помощник Алиса на уроках русского языка как иностранного (уровень А1) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 2. С. 239–244.
  3. Булаева М.Н., Филатова О.Н., Канатьев П.В. Методические рекомендации применения цифровых платформ в профессиональных образовательных организациях // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74, ч. 4. С. 34–36.
  4. Дзялошинский И.М. Когнитивные процессы человека и искусственный интеллект в контексте цифровой цивилизации: монография. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2022.
  5. Захарченко Н.В. Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза // Мир науки: интренет-журнал. 2017. Т. 5. № 5. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1894619412/Formirovanie_komunikativnoj_kompetencii_studentov_pedagogicheskogo_vuza.pdf.
  6. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 9–22.
  7. Искусственный интеллект в образовании: изменение темпов обучения: аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО / ред. С.Ю. Князева; пер. с англ. А.В. Паршакова. М.: Ин-т ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2020. С. 22–23.
  8. Искусственный интеллект для образования // Интерфакс. URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/5778/. Дата публикации: 04.12.2020.
  9. К 2024 году Россия привлечет в университеты 425 тысяч иностранцев // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/main/23272/ (02.03.2024). Дата публикации: 25.10.2019.
  10.  Методические рекомендации по переходу образовательных организаций высшего образования на преимущественное использование отечественного программного обеспечения. URL: https://minobrnauki.gov.ru/importozameshcheniye/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%87_%D0%9F%D0%9E_%D0%92%D0%A3%D0%97%D1%8B.pdf.
  11.  Правительство субсидирует образовательные программы в сфере искусственного интеллекта // Правительство России: офиц. сайт. URL: http://government.ru/docs/46105/. Дата публикации: 26.07.2022.
  12.  Об утверждении отдельных методик расчета показателей федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: приказ Минэкономразвития России от 2 июля 2021 г. № 407. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/MET_110022.pdf.
  13. Об утверждении стратегии цифрового развития Росимущества на период до 2024 года: приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 20 сентября 2019 г. № 266 // Гарант. URL: https://base.garant.ru/73822036/#friends.
  14.  Об утверждении методических рекомендаций по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения: приказ Минкомсвязи России от 20 сентября 2018 г. № 486 // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/6294/.
  15. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования: распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/.
  16.  Россия формирует кадровый потенциал в сфере искусственного интеллекта // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/obrazovanie/74181/. Дата публикации: 12.10.2023.
  17. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 // Гарант. URL: https://base.garant.ru/72838946/.
  18. О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 г. № 166 // Право.ru: официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203300001.
  19. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: https://www.dstu.education/files/selection_committee/2023/norm/fed_273-fz.pdf?ysclid=lvi8bclfiv300442687.
  20.  О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»: Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 123-ФЗ // Гарант. URL: https://base.garant.ru/73945195/.
  21.  Филатова О.Н., Булаева М.Н., Гущин А.В. Применение нейросетей в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77, ч. 3. C. 243–245.
  22.  Шобонов Н.А., Булаева М.Н., Зиновьева С.А. Искусственный интеллект в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79, ч. 4. С. 288–290.
  23.  Creating a Chatbot for and with migrants: Chatbot personality drives co-design activities. Co-design: Cases and methods Eindhoven. Netherlands, 2020. P. 219–230.
  24.  Clifford G. The interpritation of cultures. New York, 1993.
  25.  De Charms R. Motivation enhacement in education setting // Research on Motivation in Learning. Orlando, Florida: Academic Press, 1984.
  26.  Dimbleby R., Burton G. More than words. An introduction to communication. London; New York, 1998.
  27. Hall E. Beyond culture. Garden City, N. Y.: Anchor Press, 1989.