Мыскин Сергей Владимирович,
доктор филологических наук,
кандидат психологических наук, доцент,
профессор дирекции образовательных программ
Московский городской педагогический университет
e-mail: myskinsv@mgpu.ru
https://orcid.org/0000-0002-2665-6089
Кравцов Лев Геннадьевич,
кандидат психологических наук, доцент,
заведующий лабораторией «Проектирование культурно-исторических моделей образования»
Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского
Московский городской педагогический университет
e-mail: kravtsovlg@mgpu.ru
https://orcid.org/0000-0001-7394-9290
Систематизированы и описаны ключевые положения авторского анализа языковых и неязыковых причин устойчивого функционирования деструктивной коммуникации в современном обществе. В качестве объекта анализа выбран агрессивный и аутоагрессивный дискурсы. Актуальность проводимого анализа обусловлена формированием в молодежной среде устойчивого отношения и социальной приемлемости деструктивной коммуникации. Для раскрытия закономерностей авторы применяют мультидисциплинарный подход, включающий в себя использование концептуального аппарата лингвистики, психолингвистики, психологии и социальной психологии. Несовершенство системы регуляции коммуникации в интернет-пространстве обозначено как ведущий фактор интенсификации деструктивной коммуникации. Предложено понятие патогенного текста, обобщающее все разнообразие деструктивных текстов. Дискурсивно-психологический подход лег в основу диалектической трактовки агрессивного и аутоагрессивного дискурсов. С помощью литературоведческого и психогерменевтического анализов обосновано наличие константной речевой структуры — речевого инварианта. Опираясь на культурно-историческую концепцию развития психики, авторы выделили условия и «момент» формирования речевого инварианта. Содержание речевого инварианта включает в себя иерархическую совокупность стратагем диалектического, софистического и эристического модусов. Речевой инвариант агрессивного и аутоагрессивного дискурсов функционирует на основе софистико-эристических стратагем, стимулирующих экспрессивно-монологическую, воздействующую и противодействующую силу речи, влияющую на оппонента как на объект.
Ключевые слова: речевой инвариант, агрессивный и аутоагрессивный дискурсы, эристическая стратагема, речевое воздействие, патогенный текст, деструктивная коммуникация
Литература
- Кирилина А.В. Языковая безопасность и глобалистская стандартизация знания // Русский язык как основа развития личности, национально-культурная ценность и объект системы национальной безопасности: материалы круглого стола / под ред. В.Г. Мартынова. М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2024. С. 24–35.
- Мыскин С.В., Тарасов Е.Ф. К постановке проблемы патогенного текста // Лингвистика первой четверти XXI века: тенденции, итоги и перспективы: сб. науч. тр. Междунар. междисциплинарной науч. конф., Тверь, 12–13 октября 2023 г. Тверь: ТГУ, 2023. С. 306–309.
- Wetherell M., Potter J. Discourse analysis and the identification of interpretive repertoires // Analysing Everyday Explanation / A. Antaki. London: Sage, 1988.
- Денисенко В.Н., Чеботарева Е.Ю. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации. М.: РУДН, 2008. 258 с.
- Мыскин С.В., Бережковская Е.Л., Олтаржевская Л.Е. Безопасная школа: мониторинг и обеспечение безопасности образовательной среды в средней школе. М.: Агентство социально-гуманитарных технологий, 2023. 146 с.
- Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / пер. с фр. А. Качалова. М.: Постум, 2015. 240 с.
- Мыскин С.В. К постановке проблемы «патологии языковой личности» // Организационная психолингвистика. 2023. № 3 (23). С. 10–24.
- Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. М.: РГБ, 2001. 252 с.
- Lakoff R.T. Persuasive discourse and ordinary conversation, with examples of advertising // Analizing Discourse: Text and Talk. Georgetown University Press, 1982. P. 25–42.
- Иссерс О.С. Речевое воздействие: учеб. пособие для студентов. М.: Флинта: Наука, 2009. 224 с.
- Комалова Л.Р. Диагностика уровня конфликтности предконфликтной коммуникации (по просодическим параметрам) // Вестник МГЛУ. 2009. № 13 (592). С. 100–114.
- Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: МГУ, 1997. 344 с.
- Выготский Л.С. О психологических системах // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. C. 109–131.
- Fucks W. Mathematical theory of word-formation. London, 1955.
- Морозов Н.А. Лингвистические спектры // Известия Академии наук. Отделение русского языка и словесности. 1915. Кн. 1–4. Т. 20.
- Meier H. Deutsche Sprachstatistik. Hildesheim, 1964.
- Ахманова О.С. О точных методах исследования языка. М., 1961.
- Фоменко В.П., Фоменко Т.Г. Авторский инвариант русских литературных текстов // Методы количественного анализа текстов нарративных источников. М.: Ин-т истории СССР, 1983. С. 86–109.
- Батов В.И. По ту сторону слова: очерки прикладной психогерменевтики: от Иисуса Христа до Владимира Высоцкого. М.: МПА, 2001. 268 с.
- Тармазова И.Г. Эристика как когнитивно-семиотическая модель девиантной дискурсивной риторики: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2021.
- Аристотель. О софистических опровержениях // Сочинения: в 4 т. Т. 2. М.: Наука, 1978. С. 535–593.
- Шопенгауэр А. Эристика, или Искусство побеждать в спорах. М.: Эксмо, 2020. 128 с.
- Зайцев А.В. Диалог: конфликт или кооперация? : (обзор точек зрения и инновационная парадигма управления диалогом) // Конфликтология. Nota bene. 2016. № 4. С. 257–266.
- Кондаков И.В. «Смута»: эпохи «безвременья» в истории России // Общественные науки и современность. 2002. № 4. С. 55–67.
- Асмолов А.Г. Когнитивный стиль личности как средство разрешения проблемно-конфликтных ситуаций // Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж: МОДЭК; М.: Институт практической психологии, 1996. С. 550–552.
- Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. 384 с.
- Карасик В.И. Языковые ключи. Волгоград, 2007. 520 с.
- Hymes D.H. Models of the interaction of language and social life // Directions in Sociolinguistics. The Ethnography of Communication. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1972. Р. 35–71.
- Сковородников А.П. Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник. Красноярск, 2014. 852 с.
- Eemeren F. Fallacies and judgments of reasonableness empirical research concerning the pragma-dialectical discussion rules. London; New York: Springer, 2009. 231 р.
- Рождественский Ю.В. Теория риторики. М.: Добросвет, 1997. 597 с.