Корзина пуста.
Войти

Текст и пратекст рассказа М. Горького «Челкаш»: (де)иерархия идей, (дез)ориентир аксиологии

О.В. Богданова
80,00 ₽
 
УДК 821.161.1-32
 

Богданова Ольга Владимировна,

доктор филологических наук, профессор

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;

Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского

e-mail: olgabogdanova03@mail.ru

 

Цель настоящего исследования — на материале ранних романтических рассказов М. Горького (прежде всего рассказа «Челкаш») рассмотреть авторские стратегии начинающего писателя и показать, как историческая ситуация, влияние окружения, общественная потребность, выразившаяся в пропаганде нового типа героя, повлияли на авторские интенции будущего основоположника социалистического реализма. В отличие от принятого в современной науке представления о достаточно ровной прямой эволюционного развития раннего Горького, в работе показано, с какими противоречиями сталкивался молодой прозаик, выбирая собственный литературный путь. Научная новизна работы состоит в том, что хрестоматийные аспекты интерпретации «нового героя» в раннем рассказе «Челкаш» интерпретированы в стратегии pro et contra, показано, как по-разному соотносятся пратекст и окончательный текст рассказа, его замысел и реализация, как историческая обстановка повлияла на формирование (деформацию) личностных и художественных идеалов писателя. Предложены новые интерпретации образов вора-босяка Челкаша и крестьянина Гаврилы, воплотивших сложные, противоречивые ценностные представления молодого прозаика. В ходе анализа выявлены подсюжеты горьковского рассказа, выдержанные в аксиологических кодах фольклора (ястреб — теленок), Библии (Бог — дьявол, учитель — ученик), богородичных текстов (матерь — сын). Показано, как сдвигались оценочные иерархии и ориентиры молодого писателя.

Ключевые слова: Максим Горький, раннее творчество, рассказ «Челкаш», поиск «нового героя», деиерархия традиционных идеалов, текст и пратекст, сюжет и подсюжеты

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 23-18-01007, https://rscf.ru/project/23-18-01007/); Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского
 

Литература

  1. Адыева Н.И., Климова Т.Ю. Реализация образа «сверхчеловека» в ранних реалистических рассказах М. Горького // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. Вып. 2. С. 88–98.
  2. Беляев Д.А. Идея сверхчеловека в творчестве М. Горького: рецепция ницшеанского Übermensch // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19. Вып. 2. С. 135–139.
  3. Богданова О.В. «На дне» М. Горького: новый ракурс // Звезда. 2016. № 10. С. 271–284.
  4. Богданова О.В. Морфология сказки М. Горького «Старуха Изергиль» // Русская литература ХIХ — начала ХХ века: традиция и современная интерпретация / О.В. Богданова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 511–532.
  5. Богданова О.В. Философия Человека в пьесе М. Горького «На дне» // Журнал Сибирского федерального университета. Сер. 9: Гуманитарные науки. 2016. № 5. С. 1089–1100.
  6. Болдырева Е.М. Философия босячества в раннем творчестве М. Горького // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 322–329.
  7. Быков Д.* А был ли Горький? М.: Астрель, 2008. 50 с.
  8. Горький М. Собрание сочинений: в 30 т. М.: Гослитиздат, 1955. Т. 3. 532 c.
  9. Горький М. Челкаш: эпизод // Русское богатство. 1895. № 6. С. 5–35.
  10. Горький А.М. Полное собрание сочинений. Варианты к художественным произведениям. М.: Наука, 1974. Т. 1. С. 129–145.
  11. Горький А.М. Челкаш // Полное собрание сочинений. Художественные произведения: в 25 т. М.: Наука, 1969. Т. 2. С. 7–41.
  12. Есаулов И.А. Русская классика: новое понимание. СПб.: Изд-во РХГА, 2017. 550 с.
  13. Кантор В.К. «Челкаш» М. Горького: рождение босяка как победителя русской культуры // Проблемы российского самосознания: Максим Горький и русская провинция: к 150-летию со дня рождения: по материалам Российской научной конференции с международным участием (Ярославль, 5–7 июня 2018 г.) и XV Всероссийской конференции Института философии РАН с регионами России (Москва, 31 мая 2018 г.). Ярославль; М.: РИО ЯГПУ, 2018. С. 291–305.
  14. Максим Горький: pro et contra: личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей, 1890–1910-е гг.: Антология / сост. Ю.В. Зобнин. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 895 с.
  15. Максим Горький: pro et contra: современный дискурс: антология / сост. О.В. Богданова, Л.А. Спиридонова. СПб.: Изд-во РХГА, 2018. 880 с.
  16. Спиридонова Л.А. Горьковедение на современном этапе развития // Studia Litterarum. 2016. Т. 1. № 3/4. С. 419–432.
  17. Тарасова А.А. Примечания // Полное собрание сочинений. Художественные произведения: в 25 т. / А.М. Горький. Т. 2. М.: Наука, 1969. С. 581–586. Примечания к рассказу «Челкаш».
  18. Фесенко Э.Я. О романтическом герое Максима Горького: к истории вопроса // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 5. С. 103–111.
  19. Шуган О.В. Рассказ М. Горького «Челкаш» (новый аспект) // Горьковские чтения — 2000. Максим Горький — художник: проблемы, итоги, перспективы изучения / ред. Г.С. Зайцева, Л.А. Спиридонова, В.С. Барахов, Т.А. Рыжова, И.К. Кузьмичев. М.; Н. Новгород, 2002. С. 163–169.

    * Внесен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов.