Корзина пуста.
Войти

Антропоцентрические и символико-артикуляционные основы корейского письма: три первоначала мироздания — небо, земля, человек

М. Джусупов
80,00 ₽
УДК 811.531`35

Джусупов Маханбет,

доктор филологических наук,

профессор кафедры современного русского языка

Узбекский государственный университет мировых языков

(г. Ташкент, Узбекистан)

e-mail: mah.dzhusupov@mail.ru
 

В работе рассматривается актуальная проблема алфавита и методологические основы его создания на материале корейского языка в аспекте отражения во внутреннем и внешнем мире алфавита общечеловеческих, регионально-культурных и национально-специфических характеристик, которые служат основой для формирования корейских звуковых и графических психообразов в сознании индивида и общества, что является базой как для моноэтнической, так и для межэтнической коммуникации. В основе создания корейского алфавита лежат три первоначала мироздания: небо, земля, человек, которые графико-символически представлены элементами гласных букв корейского алфавита, и положения органов речи (образ рта, образ гортани и др.) для согласных букв. В корейском алфавите заложены три аспекта антропоцентризма: универсальный (общечеловеческий), регионально-культурный (восточный), национально-специфический (корейский). Все три аспекта антропоцентризма гармонично вписаны в алфавит и письмо и демонстрируются в письменной коммуникации, а через нее в устной. На основе национальных графико-звуковых психообразов, сформированных в сознании корейского индивида и общества в процессе их адаптации к особенностям букв и звуков устной и письменной речи неродного языка, осуществляется процесс формирования билингвизма и бикультурности, т.к. в каждом национальном языке, каждой национальной культуре присутствует общечеловеческий и национально-специфический антропоцентризм, что и является одним из факторов овладения второй лингвокультурой. В процессе обучения корейскому языку и корейцев, и инофонов информация о трех первоначалах мироздания, представленных в корейском алфавите, способствует эффективному овладению им. Для корейцев, изучающих тюркские языки, и для тюркофонов, изучающих корейский язык, еще один фактор, дающий возможность эффективно и быстро овладеть вторым языком, — функционирование закона сингармонизма в их языках, что объединяет их в аспекте исторической языкоречевой культуры и является одной из основ их формирования и развития. В процессе научного исследования использованы такие методы, как лингвистическое описание, внутриязыковое и межъязыковое сравнение, лингвографический анализ, что позволило получить результаты, имеющие теоретическое и практическое значение.

Ключевые слова: алфавит, орфография, корейский язык, психообраз, общечеловеческое, национальное, земля, небо, человек, антропоцентризм
 

Литература

  1. Антропоцентризм в языке и культуре: сб. ст. М.: Индрик, 2017. 264 с.
  2. Концевич Л.Р. Корейский язык // Языкознание: Большой энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2000.
  3. Концевич Л.Р. Корейское письмо // Языкознание: Большой энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2000.
  4. Джусупов М. Казахская графика: вчера, сегодня, завтра (кириллица или латиница). М.: Изд-во РУДН, 2013. 108 с.
  5. Бодуэ де Куртенэ И.А. Фонология // Избранные труды по общему языкознанию / И.А. Бодуэ де Куртенэ. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. С. 253–361.
  6. Джусупов Н.М. Тюркский символ в художественном тексте (лингвокогнитивный аспект). Астана: Сарыарка, 2011. 218 с.
  7. Джусупов Н.М. Теория выдвижения в лингвистических исследованиях: истоки, тенденции, вопросы интерпретации // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2016. № 2. C. 41–50.

8. Поливанов Е.Д. Опыт частной методики преподавания русского языка узбекам. 3-е изд. Ташкент: Ўқитувчи, 1968. Ч. 1. 128 с.

  1. Вайнрайх У. Языковые контакты: состояние и проблемы исследования / пер. с англ., коммент. Ю.А. Жлуктенко; вступ. ст. В.Н. Ярцевой. Благовещенск: БГК, 2000. 280 с.
  2. Карлинский А.Е. Основы теории взаимодействия языков. Алма-Ата: Ғылым, 1990. 180 с.
  3. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М.: Слово, 2000. 146 с.
  4. Джунисбеков А. Проблемы тюркской словесной просодии и сингармонизм казахского слова. Алма-Ата, 1988. 60 с.
  5. Джунисбеков А. Введение в сингармоническую фонетику. Алматы, 2009. 117 с.
  6. Джусупов М. Фонемография А. Байтурсынова и фонология сингамонизма. Ташкент: Узбекистон, 1995. 176 с.
  7. Досмухaмед-улы Х. Зaкон сингaрмонизмa кaйсак-киргизского языкa. Алматы: Ана тiлi, 1991. С. 81–99.
  8. Сравнительная лингвокультурология Республики Корея и Республики Узбекистан. Ташкент, 2022. 374 с.