Корзина пуста.
Войти

J. Brodsky’s poem “Spanish Dancer” in the context of a supertextual unity about knowledge

М.А. Бурая
80,00 ₽

УДК 821.161.1-1
DOI 10.20339/PhS.3-24.099

Бурая Мария Анатольевна, 
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы
Восточный институт — Школа региональных и международных исследований 
Дальневосточный федеральный университет;
Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского

e-mail: m_buraya@mail.ru

 

Цель настоящей статьи — рассмотрение стихотворения Иосифа Бродского в составе особенного, нетрадиционного циклического образования, выделяемого в рамках творчества поэта, — сверхтекстового единства с магистральным сюжетом о познании. Анализируемым поэтическим материалом послужили стихотворения Бродского «Горение», «Я был только тем, чего», «25.XII.1993», «Испанская танцовщица»; в ходе интертекстуальных сопоставлений при анализе мифопоэтической картины мира Бродского также было привлечено стихотворение О. Мандельштама «Silentium». Основные использованные методы исследования: метод контекстного анализа, сравнительно-сопоставительный метод. Исходной гипотезой послужило предположение о вхождении стихотворения «Испанская танцовщица» в сверхтекстовое единство о познании, состоящее из таких частных элементов, как любовный, рождественский, итальянский тексты. Для подтверждения этой гипотезы проанализированы связи выбранного стихотворения с ведущими произведениями сверхтекстового единства, которые могут репрезентовать указанные элементы. Такими текстами стали «Я был только тем, чего» и «Горение» для любовного и итальянского текстов, «25.XII.1993» для рождественского. В результате анализа установлены тождественные или аналогичные особенности указанных стихотворений на различных уровнях художественного целого. На уровне хронотопа — принадлежность произведений к вечернему или ночному времени с мотивом динамического движения от вечера к утру. Отдельное внимание было обращено на мотив огня/света с его символическим значением. На уровне лирического сюжета описана и проанализирована модель инициатического типа, где главное событие — восприятие героем танца — соответствует ведущему событию метасюжета сверхтекстового единства — умиранию в прежнем качестве и возрождению в новом с приобретением дара поэтического слова. Установлена также связь с рождественским сюжетом преображения и изменения статуса с профанного на сакральный. Отдельно рассмотрены космогонические и апокалиптические мотивы, свойственные всем указанным произведениям.

Ключевые слова: Иосиф Бродский, сверхтекстовое единство, «Испанская танцовщица»

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 22-28-01671, https://rscf.ru/project/22-28-01671/); Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского

Литература

  1. Клименко А.Д. Поэтическое наследие И.А. Бродского: история публикации и проблемы текстологии: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2017.
  2. Панн Л. Бродский и Цветаева: «Испанская танцовщица» и «Новогоднее» // Интерпоэзия. 2015. № 2. URL: https://interpoezia.org/content/brodskij-i-cvetaeva-ispanskaya-tancovshh....
  3. Панн Л. Побег из тела в пейзаж без рамы: «Испанская танцовщица» Рильке и Бродского // Новая Юность. 2001. № 3. С. 65–68.
  4. Степанов А.Г. О ритмических контекстах «Испанской танцовщицы» // Что слышит поэт? Бродский и поэтика перекличек / А.Г. Степанов. М.: ЯСК, 2022. С. 222–240.
  5. Бурая М.А., Богданова О.В. Сверхтекстовое единство рождественского, итальянского и любовного претекстов в стихотворении «Я был только тем, чего» И. Бродского // Верхневолжский филологический вестник. 2022. № 2 (29). С. 17–27.
  6. The poem “I was only what” as the semantic centre of Brodsky’s supertextual unity / M. Buraia, O. Bogdanova, A. Azarenkov, E. Vlasova // AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research. 2022. Т. 12. No. 1. P. 38–44.
  7. Бродский И.А. Сочинения Иосифа Бродского. СПб.: Пушкинский фонд, 1994. Т. 3. 448 с.
  8. Мандельштам О.Э. Полное собрание сочинений и писем: в 3 т. Т. 1. М.: Прогресс-Плеяда, 2009. 808 с.
  9. Кутьева М.В. Международная научно-практическая интернет-конференция «Испания и Россия: диалог культур в свете современной цивилизационной парадигмы»: сб. материалов. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. 8 с.
  10. Бродский И.А. Сочинения Иосифа Бродского. СПб.: Пушкинский фонд. 1992. Т. 1. 479 с.
  11. Мандельштам Н.Я. Комментарии к стихам 1930–1937 годов // Жизнь и творчество Мандельштама. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990. 544 c.
  12. Бродский И.А. Сочинения Иосифа Бродского. СПб.: Пушкинский фонд, 1995. Т. 4. 336 с.
  13. Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев: Next, 1994. 384 с.