УДК 82(38)-2:821.161.1-31
DOI 10.20339/PhS.3-24.075
Волков Иван Олегович,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры русской и зарубежной литературы
Национальный исследовательский Томский государственный университет
е-mail: wolkoviv@gmail.com
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 22-28-00549, https://rscf.ru/project/22-28-00549/).
В работе проводится сравнительно-сопоставительное изучение романа «Накануне», в проблематике которого обнаруживается преобладание смыслов трагического, отсылающих к традиции древнегреческого театра. На первом плане оказывается образ Дмитрия Инсарова, представляющий собой, по замыслу автора, сознательно-героическую фигуру с очертаниями близкими к титаническому герою Эсхила. Прометей — это герой свободы, он обладает непреклонной и страстной волей, которая определяется цельностью характера, направляет его действия и существует в виде единой целенаправленной силы, не допускающей сомнений и колебаний. У Тургенева идея Инсарова точно так же обратилась в его внутреннюю необходимость, которой он должен следовать. Боль Инсарова, сросшаяся с коллективным страданием болгарского народа и заключенная в форму горячей и всеохватной ненависти, сродни сетованиям Прометея, в которых то же совмещение масштабов и та же грандиозность возмущения, придающая духу твердость. При этом древнегреческий драматург очеловечивает своего могучего титана, делая его способным к страданиям, которые испытывают простые смертные. Прежде всего это касается необходимости для героя прервать молчание и излить свое горе в откровенных жалобах, а также в совершенно человеческой боязни одиночества, страхе вновь остаться наедине со своим страданием. У Тургенева Инсаров, чей характер воплощает в себе трагическую стойкость и непреклонность, подвергается проверке на жизненную крепость и верность своему слову. Главным испытанием его человеческой природы оказывается любовь к Елене. Чувство, как его собственное, так и ответное, показывает, что героическое (герой) в Инсарове осуществляется и становится возможным именно благодаря обыкновенному (ирой): между этими категориями устанавливается взаимопроникающая связь, которая, по примеру Эсхила, воплощает авторскую концепцию гармонического синтеза трагического и вседневного в мире.
Ключевые слова: И.С. Тургенев, Эсхил, «Накануне», «Прикованный Прометей», античная традиция, трагическое, героическое
Литература
1. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 18 т. Т. 4. М.: Наука, 1987. 766 с.
2. Бялый Г.А. Русский реализм: от Тургенева к Чехову. Л.: Советский писатель, 1990. С. 118.
3. Маркович В.М. О Тургеневе: работы разных лет. СПб.: Росток, 2018. 542 с.
4. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 12 т. М.: Наука, 1978–1986.
5. Краузе А., Краузе М. История греческой литературы. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. 701 с.
6. Эсхил. Прикованный Прометей // Трагедии / Эсхил. М.: Наука, 1989. С. 234–267.
7. Ярхо В.Н. Эсхил. М.: ГИХЛ, 1958. 285 с.
8. Ярхо В.Н. Древнегреческая литература: трагедия: собрание трудов. М.: Лабиринт, 2000. 350 с.