Корзина пуста.
Войти

Literary criticism of Korney Chukovsky and Freudian wit

С.В. Федотова
80,00 ₽

УДК 82.09

DOI  https://doi.org/10.20339/PhS.2.1-24.058

 

Федотова Светлана Владимировна,

доктор филологических наук, доцент,

ведущий научный сотрудник

Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН

e-mail: lucia-th@yandex.ru

 

Своеобразие литературной критики Корнея Чуковского рассматривается в статье сквозь призму противоречивых установок его критического метода: с одной стороны, он видел цель критики в выявлении потаенной (бессознательной) души художника через анализ его стиля, с другой — был изначально нацелен на самовыражение в творчестве и достижение успеха с помощью язвительного остроумия. Показывается, что с точки зрения становления литературной репутации ориентация Чуковского на остроумие была более продуктивной, чем его «психологизм», что обусловлено фельетонным жанром его литературной критики и стремлением завоевать признание у массового читателя периодических изданий. В связи с этим предлагается провести типологические параллели между критическими приемами Чуковского и техниками остроумия, описанными в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905). В результате делается вывод о том, что в литературной критике Чуковского присутствуют многие механизмы остроумия, описанные Фрейдом, а именно: словесные и тенденциозные остроты (бессознательно агрессивного характера), высмеивающие литературные авторитеты и нравы, а также вкусы массового читателя; техники сгущения, смыслового сдвига, бессмыслицы, остроты-преувеличения, остроты с унификацией или намеком, изображение через противоположность (близкое к иронии); изображение через мелочь, на чем основаны карикатура, шарж, пародия, травестия и др.

Ключевые слова: Корней Чуковский, Фрейд, остроумие, механизмы, бессознательное, психоанализ, литературная критика.

 

Литература

1. Чуковский К.И. Собрание сочинений: в 15 т. М.: Агентство ФТМ, Лтд., 2012–2013.

2. Лукьянова И.В. Корней Чуковский. М.: Молодая гвардия, 2006. 989 с.

3. Пудиков И.В. Был ли К.И. Чуковский фрейдистом? // Психология и Психотехника. 2016. № 11. С. 935–948.

4. Розанов В.В. Обидчик и обиженные // Полное собрание сочинений: в 35 т. Т. 4. СПб.: Росток, 2016. С. 396–398.

5. Львов-Рогачевский В. Чуковский Корней Иванович // Энциклопедический словарь т-ва «Бр. А. и И. Гранат и К°»: в 58 т. Т. 48. 7-е изд. М.: Т-во «Бр. А. и И. Гранат и К°», [1935]. Стб. 704–705.

6. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. 416 с.

7. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.: Азбука, 2022. 288 с.

8. Чукоккала: рукописный альманах Корнея Чуковского. М.: Премьера, 1999. 400 с.

9. Чуковская Л.К. Памяти детства: мой отец — Корней Чуковский. М.: Время, 2012. 256 с.

10. Гинзбург Л.Я. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. СПб.: Искусство-СПб, 2002. 768 с.

11. История русской литературы: XX век: Серебряный век / под ред. Ж. Нива, И. Сермана, В. Страды, Е. Эткинда. М.: Прогресс-Литера, 1995. 704 с.

12. Федотова С.В. Гендерная инверсия в критике критика: Зинаида Гиппиус о Корнее Чуковском // Вопросы литературы. 2022. № 1. С. 163–179.

13. Крылов В.Н. Комические формы и приемы в массовой газетно-журнальной критике начала ХХ века // Писатель — критика — читатель: (механизмы формирования литературной репутации в России во второй половине XIX — первой трети ХХ вв.) / отв. ред. А.С. Александров. СПб.: Росток, 2022. С. 439–459.

14. Тынянов Ю.Н. О пародии // Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. М.: Наука, 1977. С. 284–310.

 

 

Исследование выполнено в Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН за счет гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 20-18-00003-П, https://rscf.ru/project/20-18-00003/).