Корзина пуста.
Войти

Советское как «иное»: о балладных истоках садистского стишка

А.С. Бокарев
80,00 ₽

УДК 821.161.1-1

DOI  https://doi.org/10.20339/PhS.2.2-24.074

 

Бокарев Алексей Сергеевич,

доктор филологических наук,

доцент кафедры русской литературы

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

e-mail: asbokarev@mail.ru

 

В работе предложен новый взгляд на генеалогию садистского стишка — жанра школьного смехового фольклора 1970–1980-х гг., представляющего собой дактилическое четверостишие или двустишие, где с героем-ребенком («маленьким мальчиком») происходит трагическое событие. Доказано, что садистский стишок глубоко укоренен в литературной традиции и может интерпретироваться как результат деканонизации баллады. С точки зрения исторической поэтики проанализированы особенности репродуцирования и трансформации балладного инварианта, а также обусловленные им принципы концептуализации действительности. Установлено, что «катастрофические» мотивы в стишке, с одной стороны, отчетливо «сгущаются» (перед злом, разнообразно проникающим в мир, беззащитен каждый), с другой — подвергаются дискредитации средствами гротеска: именно ею обеспечивается самотождественность современного жанра. В сочетании с балладной сюжетикой сфокусированность произведений на советском материале позволяет рассматривать официальный дискурс как «иной» — альтернативный и враждебный человеку, а потому «отторгаемый» в акте смеха. Закономерно, что контекстуальная «синонимия» «советского», «взрослого» и «родительского» оборачивается в стишке развенчанием мифа о «народном государстве», которое не только не оберегает людей от опасности, но и прямо угрожает их благополучию.

Ключевые слова: историческая поэтика, жанр, сюжет, субъектно-речевая структура, художественное завершение, садистский стишок, баллада.

 

Литература

  1. Сквозников В.Д. Лирика // Теория литературы: основные проблемы в историческом освещении. Т. 2: Роды и жанры литературы. М., 1964. С. 173–237.
  2. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997. 416 с.
  3. Козлов В. Жанровое мышление современной поэзии // Вопросы литературы. 2008. № 5. С. 137–159.
  4. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Собрание сочинений: в 7 т. Т. 5. М., 1997. С. 159–206.
  5. Бройтман С.Н. Историческая поэтика // Теория литературы: в 2 т. Т. 2. М., 2004. 368 с.
  6. Веселовский А.И. Избранное: историческая поэтика. М., 2006. 688 с.
  7. Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении: критическое введение в социологическую поэтику // Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка: статьи / М.М. Бахтин. М., 2000. С. 185–348.
  8. Козлов В. Использовать при прочтении: о жанровом анализе лирического произведения // Вопросы литературы. 2011. № 1. С. 208–237.
  9. Козлов В.И. Русская элегия неканонического периода: очерки типологии и истории. М., 2013. 280 с.
  10. Белоусов А.Ф. «Садистские стишки» // Русский школьный фольклор: от «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. М., 1998. С. 545–557.
  11. Власова А.А. Жанровый инвариант и его модификации в фольклоре и литературе: (на материале «садистских стишков»): автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2006. 20 с.
  12. Белоусов А.Ф. От составителя // Русский школьный фольклор: от «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. М., 1998. С. 5–14.
  13. Петрова А.А. Частушка и садистский стишок: память жанра. Вербальное, виртуальное, визуальное // Антропологический форум. 2009. № 11. С. 408–426.
  14. Чернявская Ю.В. Советский ребенок и мир ужасного: страшилки и садистские стишки // Человек. 2011. № 3. С. 141–154.
  15. Лурье М.Л. Садистский стишок в контексте городской фольклорной традиции: детское и взрослое, общее и специфическое // Антропологический форум. 2007. № 6. С. 287–313.
  16. Петренко С.Н. Жанровые модели постфольклора в русской постмодернистской литературе последней четверти XX — начала XXI века: автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2017. 26 с.
  17. Чередникова М.П. «Маленький мальчик» в контексте нового мифа // Мир детства и традиционная культура: сб. науч. тр. и материалов. М., 1995. С. 60–72.
  18. Тендрякова М.В. Садистские стишки, страшилки и нелепицы: детские игры в свете идей Ж. Пиаже о развитии нравственности // Школьный психолог. 2014. № 7-8. С. 4–8.
  19. Скворцов А.Э. Из принцев в нищие: о генезисе русских садистских стишков // Поэтическая генеалогия: исследования, статьи, заметки, эссе и критика / А.Э. Скворцов. М., 2015. С. 139–164.
  20. Тюпа В.И. Генеалогия лирических жанров // Жанр как инструмент прочтения: сб. ст. Ростов н/Д, 2012. С. 104–130.
  21. Теория литературных жанров: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М., 2011. 256 с.
  22. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике // Собрание сочинений: в 7 т. Т. 3. М., 2012. С. 340–503.
  23. Бахтин М.М. <Автор и герой в эстетической деятельности> // Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. М., 2003. С. 69–263.
  24. Русский школьный фольклор: от «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. М., 1998. 744 с.
  25. Лысков А.Ф. О систематизации «садистских стишков» // Парадигмы: сб. ст. молодых филологов. Тверь, 2003. С. 83–92.
  26. Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой. Ярославль, 1997. 132 с.
  27. Кучегура Л.А. Специфика смеха в современном детском стихотворном фольклоре: автореф. дис. … канд. филол. наук. Омск, 2000.
  28. Белоусов А.Ф. Воспоминания Игоря Мальского «Кривое зеркало действительности»: к вопросу о происхождении «садистских стишков» // Лотмановский сборник. Т. 1. М., 1995. С. 681–691.
  29. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось: последнее советское поколение. М., 2022. 664 с.
  30. Попова А.Д. Сделано в СССР: мифы советской эпохи как элемент российской ментальности и их историческая трансформация // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2019. № 2 (63). С. 60–73.

 

Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (грант № 23-28-00995), https://rscf.ru/project/23-28-00995/.